Камеральная проверка

1-2. Как предусмотрено в ч. 1 комментируемой статьи, камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов. Иначе говоря, камеральная проверка представляет собой контрольное мероприятие, проводимое в связи с представлением плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов указанных расчетов и других документов (при этом следует иметь в виду, что терминологически неточно говорить о "проведении камеральной проверки расчетов и других документов", поскольку проверка проводится "на основе" представленных расчетов и других документов).
В соответствии с ч. 2 данной статьи камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Соответственно, никакого специального акта (постановления или решения) для проведения органом контроля за уплатой страховых взносов камеральной проверки не требуется, достаточно лишь факта представления в данный орган расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) других указанных выше документов.
Нормы ч. 1 и 2 комментируемой статьи закреплены в точной аналогии с нормами п. 1 и 2 ст. 88 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ) о проведении налоговыми органами камеральных налоговых проверок, в связи с чем необходимо отметить следующее.
Право налоговых органов на проведение камеральных налоговых проверок не поставлено в зависимость от того, с какой периодичностью налогоплательщик представляет налоговую отчетность в налоговый орган. Камеральная налоговая проверка может быть проведена в связи с представлением каждого документа налоговой отчетности. Такое разъяснение дано в письме ФНС России от 18 декабря 2005 г. N 06-1-04/648 "О правомерности действий налогового органа"*(212).
Более того, согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума ВАС России от 20 марта 2007 г. N 16086/06, по смыслу ст. 88 НК РФ проведение камеральной налоговой проверки является не правом, а обязанностью налогового органа. На основании этого Президиум ВАС России сделал вывод о том, что само по себе отсутствие решения налогового органа по результатам камеральной проверки документов не может влечь неблагоприятных последствий для налогоплательщика, действующего в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Данный вывод согласуется с правовой позицией КС России, выраженной в определении от 12 июля 2006 г. N 266-О: поскольку решение об отказе в налоговом вычете выносится по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, налоговый орган не имеет права отказать налогоплательщику в налоговом вычете, если соответствующая налоговая проверка не была им проведена.
Согласно сохраняющим свою практическую значимость разъяснениям, данным в п. 9 информационного письма Президиума ВАС России от 17 марта 2003 г. N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", установленный срок для проведения камеральной проверки не является пресекательным (т.е. не является не подлежащим восстановлению) и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.
3-5. В положениях ч. 3-5 комментируемой статьи регламентированы процедуры, осуществляемые в рамках камеральной проверки в случаях, когда проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля.
В соответствии с ч. 3 данной статьи проводящее проверку должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов сообщает об установлении таких обстоятельств плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. С учетом ч. 6 ст. 4 комментируемого Закона речь идет о рабочих днях (см. указанную статью и комментарий к ней). В рассматриваемой норме ничего не говорится о том, в какой форме - письменной или устной - проводящее проверку должностное лицо сообщает плательщику страховых взносов об установленных обстоятельствах. Совершенно очевидно, что в случае, если это сообщение будет сделано устно, то орган контроля за уплатой страховых взносов при возникновении спора столкнется с невозможностью документально подтвердить факт такого сообщения. Если же такое сообщение будет сделано в письменном виде, то также представляется очевидным, что при исчислении срока следует учитывать дату получения сообщения, которая может не совпадать с датой его отправки (при передаче посредством почтовой, факсимильной связи и т.д.).
В ч. 4 комментируемой статьи предусмотрено, что плательщик страховых взносов, представляющий в орган контроля за уплатой страховых взносов пояснения относительно выявленных ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам. Необходимо подчеркнуть, что представление таких документов является правом, а не обязанностью плательщика страховых взносов.
В ч. 5 комментируемой статьи установлено, что лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. При этом предусмотрено, что в случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного комментируемым Законом, или иного нарушения законодательства РФ о страховых взносах, то должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном ст. 38 данного Закона. Указанная статья устанавливает унифицированный порядок оформления результатов проверок, т.е. результатов как камеральных, так и выездных проверок (см. ниже).
Следует отметить, что положения ч. 3-5 комментируемой статьи закреплены в точной аналогии с положениями п. 3-5 ст. 88 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), регламентирующими процедуры, осуществляемые в рамках камеральной налоговой проверки в случаях, когда проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.
В то же время в комментируемой статье не закреплены по аналогии нормы ст. 88 НК РФ, регламентирующие истребование налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки у налогоплательщика дополнительных сведений и документов, что представляется не вполне понятным. Согласно общему правилу п. 7 указанной статьи при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено данным Кодексом. Статья 88 НК РФ предусматривает истребование: документов, подтверждающих право налогоплательщиков на используемые налоговые льготы (п. 6); документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 части второй данного Кодекса правомерность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, - при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога (п. 8); документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов, - при проведении камеральной налоговой проверки по таким налогам (п. 9).
6. В ч. 6 комментируемой статьи предусмотрено, что в случае, если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных комментируемым Законом, или иные нарушения законодательства РФ о страховых взносах, то акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается. В случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки в соответствии с ч. 1 ст. 38 комментируемого Закона не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного ч. 2 комментируемой, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (см. указанную статью и комментарий к ней).
Правило, подобное содержащемуся в ч. 6 комментируемой статьи, непосредственно в части первой НК РФ не закреплено, но с очевидностью подразумевается в п. 1 ст. 100 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), по аналогии с которым закреплено изложенное выше правило ч. 1 ст. 38 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).
В то же время в комментируемой статье не учтены положения п. 9.1, включенного в ст. 88 НК РФ в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ: в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 данного Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета); прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета); при этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Однако, препятствий в применении указанных положений по аналогии при проведении камеральной проверки не видится. При этом следует учитывать, что в письме ФНС России от 1 апреля 2009 г. N ШС-22-7/240@ "О применении статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации" даны разъяснения об одном из аспектов применения указанных положений.
7. В ч. 1 и 2 ст. 3 комментируемого Закона установлено, что ФСС и его территориальные органы осуществляют контроль не только за уплатой страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но и за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по данному виду ОСС в соответствии с Законом об обязательном социальном страховании по нетрудоспособности (см. указанную статью и комментарий к ней). Соответственно, в ч. 7 комментируемой статьи предусмотрено, что при проведении камеральной проверки по уплате страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС орган контроля за уплатой страховых взносов, т.е. ФСС или его территориальный орган вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду ОСС в соответствии с Законом об обязательном социальном страховании по нетрудоспособности, а также истребовать у плательщика страховых взносов документы, подтверждающие расходы на выплату обязательного страхового обеспечения по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Как установлено в ст. 4.7 Закона об обязательном социальном страховании по нетрудоспособности (в ред. Закона 2009 г. N 213-ФЗ):
в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства РФ об ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в ФСС (ч. 4);
решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения вместе с требованием об их возмещении направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Формы решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения и требования об их возмещении утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (ч. 5; указанным федеральным органом исполнительной власти является Минздравсоцразвития России, см. комментарий к ст. 1 Закона);
в случае, если в срок, установленный в указанном требовании, страхователь не произвел возмещение расходов, не принятых к зачету, решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения является основанием для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов. Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется страховщиком в порядке, установленном комментируемым Законом (ч. 6).