Проверки плательщиков страховых взносов и банков

1-2. Положения ч. 1 и 2 комментируемой статьи определяют виды и цель проверок плательщиков страховых взносов в точной аналогии с нормами ст. 87 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), определяющими нормы и цель налоговых проверок.
Так, в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрены виды проверок плательщиков страховых взносов, проводимых органами контроля за уплатой страховых взносов - камеральная проверка и выездная проверка. Точно также в п. 1 ст. 87 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: 1) камеральные налоговые проверки; 2) выездные налоговые проверки.
Цель камеральной и выездной проверок определена в ч. 2 комментируемой статьи: контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Данная норма закреплена вслед за тем, как в п. 2 ст. 87 НК РФ определено, что целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Камеральной и выездной проверкам посвящены ст. 34 и 35 комментируемого Закона соответственно. Из норм данных статей и следуют отличия между видами цель проверок плательщиков страховых взносов:
камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов (ч. 1 ст. 34). Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов (ч. 2 ст. 34);
выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов. В случае, если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов (ч. 1 ст. 35). Решение о проведении выездной проверки выносит орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, за исключением случаев проведения выездной проверки обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (ч. 2 ст. 35).
3. В соответствии с ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона контроль за уплатой страховых взносов возложен: на ПФР и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на ОПС, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на ОМС, уплачиваемых в ФОМС; на ФСС и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС (см. комментарий к указанной статье).
Постольку, поскольку контрольные полномочия разделены, часть 3 комментируемой статьи предусматривает совместное проведение территориальными органами ПФР и территориальными органами ФСС выездных проверок плательщиков страховых взносов. Такие совместные выездные проверки проводятся на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов.
В отношении проведения камеральных проверок необходимости в закреплении подобной нормы нет, т.к. согласно ч. 9 ст. 15 и ч. 5 ст. 16 комментируемого Закона плательщики страховых взносов представляют отчетность в органы контроля за уплатой страховых взносов соответственно контрольным функциям данных органов (см. указанные статьи и комментарии к ним).
4. В ч. 4 комментируемой статьи предусмотрено право органов контроля за уплатой страховых взносов проводить проверки банков в целях контроля за выполнением ими обязанностей, предусмотренных комментируемым Законом. При этом подчеркнуто, что такие проверки проводятся в целях контроля за выполнением банками обязанностей, предусмотренных ст. 24 данным Законом.
В этой норме речь идет о проверке банков не в качестве самостоятельных плательщиков страховых взносов, а в качестве агентов государства, посредством которых производятся платежи страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Соответственно, в ч. 4 комментируемой статьи указан самостоятельный вид проверки, которая не является ни камеральной, ни выездной.
В части первой НК РФ не содержится норма, непосредственно называющая подобный вид проверки, но такая норма с очевидностью подразумевается. Нет в части первой НК РФ и норм, регламентирующих проведение налоговыми органами проверок банков в целях контроля за выполнением ими обязанностей, предусмотренных данным Кодексом. Аналогично и в комментируемом Законе отсутствуют нормы, регламентирующие проведение органами контроля за уплатой страховых взносов проверок банков в целях контроля за выполнением ими обязанностей, предусмотренных данным Законом.