Ограничение доступа к информации о плательщике страховых взносов

1. Комментируемая статья регламентирует ограничение доступа к информации о плательщике страховых взносов, причем во многом в точности по аналогии с тем, как в ст. 102 части первой НК РФ определен правовой режим налоговой тайны. В этой связи, прежде всего, следует отметить, что согласно правовой позиции, изложенной в определении КС России от 30 сентября 2004 г. N 317-О, специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен ст. 102 НК РФ исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами РФ своих функций, установленных данным Кодексом и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации; поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.
Как определено в ч. 1 комментируемой статьи, информацию с ограниченным доступом составляют любые полученные органом контроля за уплатой страховых взносов, другим органом государственного внебюджетного фонда сведения о плательщике страховых взносов, за исключением сведений:
1) разглашенных плательщиком страховых взносов самостоятельно или с его согласия;
2) о нарушениях законодательства РФ о страховых взносах и мерах ответственности за эти нарушения;
3) предоставляемых уполномоченным органам других государств в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Россия, о взаимном сотрудничестве в области обязательного социального страхования (в части сведений, предоставленных этим органам).
Данные положения закреплены вслед за тем, как в п. 1 ст. 102 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ*(203)) определено, что налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Россия, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.
Необходимо подчеркнуть, что в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"*(204), также используется понятие "информация ограниченного доступа", но как обозначающее один из двух видов информации в зависимости от категории доступа к ней (другим видом является общедоступная информация). Соответственно, следует учитывать, что это понятие не совпадает с понятием информации ограниченного доступа, используемым в комментируемой статье.
2-3. Как установлено в ч. 2 комментируемой статьи, информация с ограниченным доступом не подлежит разглашению органами контроля за уплатой страховых взносов, другими органами государственных внебюджетных фондов, их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. При этом в ч. 3 данной статьи определено, что к разглашению информации с ограниченным доступом относится, в частности, использование или передача другому лицу служебной или коммерческой тайны плательщика страховых взносов, ставшей известной должностному лицу органа контроля за уплатой страховых взносов, другого органа государственного внебюджетного фонда.
Точно такие же положения закреплены в п. 2 ст. 102 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ*(205)) в отношении запрета разглашения налоговой тайны налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами. Единственным отличием является то, что в них говорится о производственной и коммерческой тайне, а не о служебной и коммерческой тайне. В отношении указанных понятий необходимо отметить следующее.
Согласно ст. 1465 части четвертой ГК РФ секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), регулирует Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"*(206), что и закреплено в ч. 1 его ст. 1 (здесь и далее в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ). Как определено в ст. 3 названного Закона: коммерческая тайна - это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (п. 1); информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в т.ч. о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (п. 2).
Следует отметить, что в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" используется понятие "конфиденциальность информации", определенное в п. 7 ст. 2 как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. В соответствии с ч. 2 ст. 9 названного Закона обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что поступившие в органы контроля за уплатой страховых взносов, другие органы государственных внебюджетных фондов сведения, составляющие информацию с ограниченным доступом, имеют специальный режим хранения и доступа. Точно такое же положение закреплено в п. 3 ст. 102 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ) в отношении составляющих налоговую тайну сведений, поступивших в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы.
Следует отметить, что постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1233 утверждено Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти*(207). Однако, названное Положение не может применяться органами государственных внебюджетных фондов непосредственно, поскольку они федеральными органами исполнительной власти не являются.
5. Согласно ч. 5 комментируемой статьи доступ к сведениям, составляющим информацию с ограниченным доступом, имеют должностные лица, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Соответственно, следует ожидать установления Минздравсоцразвития России перечня должностных лиц, имеющих право доступа к сведениям, составляющим информацию с ограниченным доступом.
Норма ч. 5 комментируемой статьи закреплена вслед за тем, как в п. 3 ст. 102 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 103-ФЗ*(208)) установлено, что доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В этой связи следует упомянуть, что приказом МВД России от 26 декабря 2003 г. N 1033 утвержден Перечень должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну*(209) (в последующем вносились изменения).
6. В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи утрата документов, содержащих составляющие информацию с ограниченным доступом сведения, либо разглашение таких сведений влекут ответственность, предусмотренную федеральными законами. Точно такая же норма закреплена в п. 4 ст. 102 части первой НК РФ в отношении утраты документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений.
В данных нормах речь идет об уголовной ответственности, установленной ст. 183 "Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну" УК РФ (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ*(210)), и об административной ответственности, установленной ст. 13.14 КоАП РФ "Разглашение информации с ограниченным доступом" (в ред. Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ*(211))
В отношении гражданско-правовой ответственности в ч. 2 ст. 17 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в т.ч. с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Там же установлено, что требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством РФ требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.