Понятие нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и порядок привлечения к ответственности за его совершение

1. В ч. 1 комментируемой статьи дано определение понятию нарушения законодательства РФ о страховых взносах: виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое комментируемым Законом установлена ответственность. При этом для обозначения в тексте данного Закона этого понятия в юридико-технических целях введено сокращение "правонарушение". Указанное определение изложено по аналогии с тем, как в ст. 106 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ) определено понятие налогового правонарушения: налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое данным Кодексом установлена ответственность.
Исходя из данного в ч. 1 комментируемой статьи определения признаками, совокупность которых позволяет квалифицировать деяние в качестве нарушения законодательства РФ о страховых взносах, являются:
совершение деяния (действие или бездействие);
противоправность деяния (деяние запрещено законодательством РФ о страховых взносах);
наличие вины (отношение лица к совершенному им деянию);
общественная опасность деяния, т.е. нанесение вреда охраняемым законом общественным отношениям, или угроза нанесения такого вреда;
за совершение деяния комментируемым Законом установлена ответственность.
Нарушение законодательства РФ о страховых взносах с точки зрения состава правонарушения включает:
объект правонарушения, т.е. общественные отношения в области страховых взносов, на нормальное развитие которых посягает правонарушение;
объективную сторону, т.е. конкретные деяния, выразившиеся в нарушении правил, установленных законодательством РФ о страховых взносах;
субъект правонарушения, т.е. лицо, совершившее противоправное деяние;
субъективную сторону, т.е. вину - отношение лица к совершенному им деянию.
По конструкции объективной стороны состава правонарушения различают правонарушения с материальным и формальным составом. В объективную сторону правонарушений с формальным составом входит только противоправные деяния лица, а правонарушений с материальным составом - также еще наступившие общественно опасные последствия и причинная связь между противоправными деяниями и наступившими последствиями.
2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных комментируемым Законом, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов (об органах контроля за уплатой страховых взносов см. ст. 3 Закона и комментарий к ней).
О данном полномочии органов контроля за уплатой страховых взносов говорится и в ч. 8 ст. 39 комментируемого Закона, согласно которой по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения. В то же время исключительно в рамках проверок документируются только правонарушения, предусмотренные ст. 47 "Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов" данного Закона. Правонарушения же, предусмотренные иными статьями Закона, документируются в рамках как проверок, так и иных контрольных мероприятий.
3. В ч. 3 комментируемой статьи указано, что привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах осуществляется в соответствии с КоАП РФ. Данное правило основано на норме ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ, согласно которой законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях, а также норме п. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ, согласно которой к ведению России в области законодательства об административных правонарушениях относится установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в т.ч. установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Норма ч. 3 комментируемой статьи закреплена вслед за тем, как в п. 2 ст. 10 части первой НК РФ указано, что производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством РФ об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством РФ. Как видно, в комментируемой статье не говорится о признаках преступления, в т.ч. не закреплена по аналогии норма п. 3 ст. 108 части первой НК РФ, устанавливающая, что предусмотренная данным Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ. В этой связи необходимо отметить следующее.
В УК РФ (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ) содержится четыре статьи, предусматривающие уголовную ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, - ст. 198 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица", 199 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации", 199.1 "Неисполнение обязанностей налогового агента" и 199.2 "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов". Однако указанные статьи предусматривают уголовную ответственность в отношении налогов и сборов, уплата которых предусмотрена ст. 13, 14, 15 и 18 части первой НК РФ и соответствующими главами части второй НК РФ, о чем прямо говорится в п. 2 постановления Пленума ВС России от 28 декабря 2006 г. N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления"*(223). Постольку, поскольку страховые взносы, уплата которых предусмотрена комментируемым Законом, к таким обязательным платежам не относятся, без внесения соответствующих изменений в УК РФ об уголовной ответственности за нарушения законодательства РФ о страховых взносах говорить не приходится (Законом 2009 г. N 213-ФЗ такие изменения не внесены).
В отношении административной ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах необходимо отметить следующее. Согласно разъяснениям, данным в п. 2 постановления Пленума ВАС России от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"*(224) и п. 23 постановления Пленума ВС России от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"*(225), административными правонарушениями в области налогов и сборов являются административные правонарушения, предусмотренные статьями 15.3-15.9 и 15.11 КоАП РФ. Однако Законом 2009 г. N 213-ФЗ в указанные статьи внесены изменения, в результате которых из них исключено указание на органы государственных внебюджетных фондов и эти статьи не могут применяться при нарушении законодательства РФ о страховых взносах.
В то же время Законом 2009 г. N 213-ФЗ в КоАП РФ включены нормы об административной ответственности за нарушения законодательства РФ о страховых взносах. Эти нормы рассмотрены в комментариях к ст. 46-51 Закона. Здесь же следует упомянуть о двух новых ст. 15.32 "Нарушение установленного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании срока регистрации" и 15.34 "Сокрытие страхового случая" данного Кодекса, поскольку они не рассмотрены в указанных комментариях: согласно ст. 15.32 нарушение установленного законодательством РФ об обязательном социальном страховании срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 рублей; в соответствии со ст. 15.34 сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей, на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 рублей, на юридических лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.
4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи привлечение организации к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной или иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
Данная норма закреплена вслед за тем, как в п. 4 ст. 108 части первой НК РФ установлено, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ. В этой связи уместно отметить, что в п. 34 постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в отношении применения указанной нормы НК РФ разъяснено следующее:
при решении вопроса об ответственности должностных лиц организаций-налогоплательщиков необходимо принимать во внимание, что указанные лица не являются субъектами налоговых правоотношений и не могут быть привлечены к ответственности в соответствии с положениями НК РФ;
названные лица при наличии оснований могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности. При этом следует иметь в виду, что круг обязанностей должностных лиц в сфере налогообложения определяется в зависимости от круга обязанностей, возложенных законодательством о налогах и сборах на организации-налогоплательщиков, и не может быть расширен.
Как разъяснено в п. 2 постановления Пленума ВАС России от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", привлечение должностных лиц организаций к административной ответственности не исключает привлечения самих организаций к налоговой ответственности, установленной НК РФ.
Следует также отметить, что в ст. 108 НК РФ содержится еще ряд норм, определяющих общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. В комментируемой главе не закреплены аналогичные нормы, но представляется очевидным, что необходимость применения таких норм по аналогии подразумевается. В соответствии с указанной статьей (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ):
никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ (п. 1);
никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (п. 2);
привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени (п. 5);
лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (п. 6).