Лица, подлежащие ответственности за совершение правонарушений

1. В ч. 1 комментируемой статьи установлено, что ответственность за совершение правонарушений несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях, предусмотренных комментируемым Законом. Данная норма закреплена по аналогии с п. 1 ст. 107 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), согласно которому ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" и 18 "Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение" данного Кодекса.
Исходя из норм комментируемой главы речь идет: об ответственности организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, являющихся плательщиками страховых взносов, в случаях, предусмотренных ст. 46-48 комментируемого Закона; об ответственности банков в случаях, предусмотренных ст. 49-51 данного Закона. В ст. 49-51 Закона предусмотрена ответственность банков как иных лиц по отношению к плательщикам страховых взносов. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей плательщика страховых взносов банк несет ответственность по ст. 46, 47 или 48 Закона. В отличие от гл. 16 НК РФ в комментируемом Законе ответственность иных лиц, нежели организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся плательщиками страховых взносов, а также банки, не установлена. Уместно напомнить, что понятия "организации", "физические лица", "индивидуальные предприниматели" и "банки" для целей комментируемого Закона определены в п. 1, 2, 3 и 5 его ст. 2 соответственно (см. указанную статью и комментарий к ней).
Комментируемый Закон, также как и НК РФ, не предусматривает ответственность должностных лиц организаций. Это следует и из нормы ч. 4 ст. 40 данного Закона, согласно которой привлечение организации к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной или иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ. Как говорилось в комментарии к указанной статье, Законом 2009 г. N 213-ФЗ в КоАП РФ включены нормы об административной ответственности за нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании. Субъектами таких административных правонарушений являются должностные лица, в связи с чем необходимо отметить следующее. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В примечании к указанной статье (в ред. Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ*(226)) определено, кого следует понимать под должностным лицом в данном Кодексе. Из положений этого примечания для применения новых норм КоАП РФ, введенных Законом 2009 г. N 213-ФЗ, имеют значении е следующие: под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ; совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица; лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если данным Кодексом не установлено иное.
2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушений с шестнадцатилетнего возраста. Точно такая же норма содержится в п. 2 ст. 107 части первой НК РФ (в ред.Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) в отношении привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Однако в данном Кодексе правило о возрасте, по достижении которого наступает ответственность, сформулировано более четко: согласно п. 3 ст. 109 части первой НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае совершения деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста.
Необходимость применения данного правила по аналогии представляется очевидной, как и иных положений указанной статьи об обстоятельствах, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ аналогично установлено, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Согласно ч. 2 указанной статьи с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Однако о возможности применения данной нормы при привлечении к административной ответственности (тем более, к ответственности, предусмотренной комментируемым Законом) за нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании говорить не приходится.