Статья 67. Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации

Статья 67. Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации
Ранее действовавшее законодательство не содержало прямой нормы, предоставляющей судебному приставу-исполнителю право временно ограничивать выезд должника из Российской Федерации, хотя и не содержало запрета на совершение указанных исполнительных действий. Умело применяя действующее законодательство, в частности положение подп. 5 ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в ред. от 04.12.2007)*(44), судебные приставы-исполнители в ряде случаев успешно ограничивали выезд должников. Их действия были признаны соответствующими закону и не противоречащими Конституции (Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 291-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хлюстова Вячеслава Игоревича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2007 по делу N А41-к2-8535/07 и др.).
Поскольку совершение исполнительных действий по ограничению выезда должника из Российской Федерации не было регламентировано, судебные приставы-исполнители в некоторых случаях направляли письмо в миграционную службу без вынесения постановления.
Настоящая статья урегулировала порядок совершения исполнительных действий в виде ограничения выезда должника из Российской Федерации.
Указанные исполнительные действия могут быть совершены при совокупности следующих условий:
1) исполнительный документ, по которому совершаются эти исполнительные действия, должен быть выдан на основании судебного акта или являться судебным актом;
2) судебным приставом-исполнителем назначен срок для добровольного исполнения требований или срок для исполнения неимущественных требований в случаях, установленных гл. 13 Закона об исполнительном производстве, но должник не исполнил требование в установленный срок;
3) у должника отсутствовали уважительные причины для неисполнения требований исполнительного документа (отсутствие денежных средств не относится к уважительным причинам);
4) с совершением указанных действий в отношении должника согласился старший судебный пристав, который утвердил постановление об ограничении выезда должника из Российской Федерации.
Учитывая требования разумности и целесообразности, учитывая, что совершением указанных исполнительных действий ограничивается конституционное право должника на свободу передвижения (ч. 2 ст. 27 Конституции), совершаться такие исполнительные действия должны по исполнительным документам, размер требований по которым является значительным, а также если выезд должника за пределы Российской Федерации воспрепятствует, делает невозможным исполнение требований неимущественного характера. Например, если требования исполнительного документа должник обязан исполнить лично.
Частью 2 комментируемой статьи предусмотрено право судебного пристава-исполнителя ограничивать выезд должника из Российской Федерации по ходатайству взыскателя в целях обеспечения исполнения требований исполнительного документа при возбуждении исполнительного производства (ч. 2 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). Комментируемым Законом не регламентированы основания, допускающие обеспечение исполнения требований исполнительного документа. Вместе с тем, при вынесении постановления об обеспечении исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель обязан исходить из принципов исполнительного производства, установленных ст. 4 Закона об исполнительном производстве (уважения чести и достоинства гражданина, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения и др.), а также оснований применения обеспечительных мер, установленных ст. 90 АПК и ст. 139 ГПК, в соответствии с которыми обеспечительные меры допускаются, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта.
Таким образом, следует очень осторожно относиться к ограничению выезда должника из Российской Федерации при возбуждении исполнительного производства по поступившему исполнительному документу, когда судебный пристав-исполнитель не располагает достоверными сведениями о возможных действиях должника по исполнению его требований.
В случае временного ограничения выезда должника из Российской Федерации судебный пристав-исполнитель обязан незамедлительно направить постановление об этом должнику - не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления (ч. 17 ст. 30 Закона об исполнительном производстве), и другим заинтересованным лицам, а также по месту исполнения ограничения.
Думается, что применение положения ч. 4 комментируемой статьи о том, что по исполнительному документу, не являющемуся судебным актом или выданным не на основании судебного акта, возможно ограничение выезда должника из Российской Федерации по судебному акту, вызовет значительные затруднения. Специальный механизм судебного рассмотрения заявлений об ограничении выезда должника из Российской Федерации Законом об исполнительном производстве не предусмотрен. Не содержится такого порядка и в процессуальном законодательстве. Статья 434 ГПК и ст. 324 АПК регламентируют рассмотрение судом заявлений об отсрочке, рассрочке исполнения или изменения способа и порядка исполнения только судебных актов, но не других исполнительных документов. Возможно, в некоторых случаях суды пойдут на то, чтобы рассматривать подобные заявления взыскателей или судебного пристава-исполнителя применительно к ст. 434 ГПК и ст. 324 АПК или к ст. 139 ГПК и ст. 90 АПК, применяя аналогию закона (ч. 3 ст. 11 ГПК, ч. 6 ст. 13 АПК).
В правоприменительной практике может возникнуть вопрос о правомерности применения положений комментируемой статьи к должнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства. Вместе с тем ст. 10 Закона об исполнительном производстве установила равные права и обязанности иностранных граждан, лиц без гражданства и граждан Российской Федерации, что полностью соответствует положению ч. 3 ст. 62 Конституции, где установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Статья 6, п. 5 ст. 15 и ст. 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и ст. 4 и 36 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" допускают временное ограничение выезда иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации по тем же основаниям, что и граждан Российской Федерации. Таким образом, и Конституция, и Закон об исполнительном производстве закрепили принцип национального режима. Под национальным режимом понимается предоставление иностранным гражданам такого же правового режима, какой предоставляется российским гражданам. Они пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и российские граждане, если иное не установлено федеральным законом.