Глава 9. Реализация имущества должника на торгах (ст.ст. 89 - 93)

Статья 89. Реализация имущества должника на торгах
В рамках исполнительного производства проведение аукционов направлено на создание условий состязания предложений о покупке в целях выручения максимальной цены за реализуемое имущество.
Начальная цена имущества, выставляемого на торги, формируется в размере, равном стоимости арестованного имущества должника, указанной судебным приставом-исполнителем в постановлении об оценке вещи или имущественного права, и доводится до сведения потенциальных участников торгов путем размещения в СМИ извещения о торгах.
Начальная продажная цена заложенного имущества, на которое обращено взыскание в судебном порядке, не может быть ниже цены, определенной судебным актом. В данном случае в судебном решении и исполнительном листе указывается конкретное имущество, а также его начальная продажная цена. Учитывая, что начальная продажная цена, с которой начинаются торги, в силу п. 3 ст. 350 ГК определяется решением суда в случаях обращения взыскания на имущество в судебном порядке, от судебного пристава-исполнителя не требуется выносить постановление об оценке заложенного имущества.
Следует учитывать, что Законом об исполнительном производстве предусмотрены основания снижения начальной цены имущества на вторичных торгах, которые проводятся в случае объявления первичных торгов несостоявшимися. В соответствии со ст. 92 Закона об исполнительном производстве начальная цена имущества на вторичных торгах постановлением судебного пристава-исполнителя снижается на 15%, если их проведение вызвано причинами, указанными в п. 1-3 ст. 91 Закона об исполнительном производстве.
Аукцион начинается с оглашения аукционистом наименования, основных характеристик и начальной цены продажи имущества, выставленного на торги, а также шага аукциона. В результате его проведения имущество, выставленное на торги, может быть приобретено участником торгов по объявленной цене, превышающей начальную цену продажи имущества.
Реализация ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, осуществляется на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг.
Организатором торговли на рынке ценных бумаг является профессиональный участник рынка ценных бумаг, т.е. юридическое лицо, предоставляющее услуги, непосредственно способствующие заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.
Фактически организаторы торговли на рынке ценных бумаг создают условия для продажи ценных бумаг путем проведения торгов, участниками которых могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Иные лица могут совершать операции через организатора торговли исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов у организатора торговли. Организатор торгов осуществляет регистрацию (аккредитацию) участников торгов и его клиентов, а также обязан вести реестр участников торгов и работников участников торгов, допущенных к торгам от имени участников торгов, и реестр клиентов участников торгов. Допуск ценных бумаг к торгам у организатора торговли осуществляется путем их включения в список ценных бумаг, допущенных к торгам.
Ценные бумаги, арестованные в рамках исполнительного производства, подлежат продаже на торгах брокером или управляющим (если ценные бумаги переданы ему в управление), являющимся участником соответствующих торгов.
Брокером является профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.
Таким образом, брокер, по сути, осуществляет посредническую деятельность на основании договора на брокерское обслуживание (договор поручения, договор комиссии, агентский договор).
Управляющим является юридическое лицо, осуществляющее от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительное управление переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги, а также денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.
Порядок осуществления доверительного управления имуществом регламентируется ГК. При этом деятельность по управлению ценными бумагами подлежит обязательному лицензированию (за исключением случаев, если доверительное управление связано только с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам).
Торги организатора торговли на рынке ценных бумаг осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ о рынке ценных бумаг, без применения положений ст. 90-92 Закона об исполнительном производстве.
Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируется Законом о рынке ценных бумаг, Федеральным законом от 20.02.1992 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" (в ред. от 17.07.2009)*(91), Законом об ипотечных ценных бумагах и другими нормативными правовыми актами.
Законом об исполнительном производстве предусмотрен ряд специальных правил реализации ценных бумаг:
- ценные бумаги выставляются на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг по цене не ниже средневзвешенной цены этих ценных бумаг за последний час торгов предыдущего торгового дня;
- заявка на продажу ценных бумаг на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг может выставляться неоднократно в течение двух месяцев со дня получения постановления судебного пристава-исполнителя;
- ценные бумаги могут быть оставлены взыскателем за собой по средневзвешенной цене этих ценных бумаг за последний час торгов последнего торгового дня, в который брокер или управляющий выставлял их на торги, в случае их нереализации на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг в течение двух месяцев.
Торги проводятся по поступившим от судебного пристава-исполнителя заявкам на проведение торгов. Вместе с заявками на проведение торгов организатор торгов принимает документацию, которая в соответствии с действующим законодательством должна прилагаться к заявкам на проведение торгов. Перечень документов, которые должны быть переданы в специализированную организацию, закреплен ч. 8-10 комментируемой статьи.