Поиск по сайту :

 
НАВИГАЦИЯ  



Финансовые рынки



Популярные статьи
 


» Комментарии Российского законодательства » Комментарий к ФЗ О защите конкуренции » Статья 25.2. Доступ должностных лиц антимонопольного органа на территорию или в помещение для проведения проверки




Статья 25.2. Доступ должностных лиц антимонопольного органа на территорию или в помещение для проведения проверки

 

Статья 25.2. Доступ должностных лиц антимонопольного органа на территорию или в помещение для проведения проверки
1. В комментируемой статье, введенной Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ (см. комментарий к ст. 25.1 Закона), регламентирован доступ должностных лиц антимонопольного органа на территорию или в помещение для проведения проверки соблюдения антимонопольного законодательства, причем во многом по аналогии с положениями ст. 91 части первой НК РФ, определяющими доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки. Так, в п. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ) установлено, что доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента. Соответственно, в ч. 1 комментируемой статьи закреплено, что доступ должностных лиц антимонопольного органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица осуществляется при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки проверяемого лица. Как говорилось в комментарии к ст. 24 Закона, приказом ФАС России от 10 ноября 2004 г. N 167 утверждено Положение о служебном удостоверении работника Федеральной антимонопольной службы.
В части 1 комментируемой статьи также установлено, что не допускается доступ должностных лиц, проводящих проверку, в жилище проверяемого лица. Данное положение основано на норме ст. 25 Конституции РФ, которой установлено что жилище неприкосновенно и что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. В пункте 5 ст. 91 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ), по аналогии с которым закреплено рассматриваемое положение ч. 1 комментируемой статьи, указано, что доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается. Разъяснения судам по поводу применения приведенных конституционных положений даны постановлением Пленума ВС России от 24 декабря 1993 г. N 13 "О некоторых вопросах, связанных с применением ст. 23 и 25 Конституции Российской Федерации" (в ред. постановления Пленума ВС России от 6 февраля 2007 г. N 7)*(154).
Согласно примечанию к ст. 139 УК РФ (в ред. Федерального закона от 20 марта 2001 г. N 26-ФЗ*(155)), устанавливающей уголовную ответственность за нарушение неприкосновенности жилища, под жилищем в указанной статье, а также в других статьях данного Кодекса понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания.
2. В части 2 комментируемой статьи воспроизведены положения ч. 1 и 3 п. 3 ст. 91 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), которыми установлено следующее: при воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом; в случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.
Следует отметить, что согласно ч. 2 п. 3 ст. 91 НК РФ на основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. В комментируемой же статье об аналогичном праве должностных лиц антимонопольного органа речь не идет, т.е. воспрепятствование в доступе на территорию или в помещение проверяемого лица не может являться основанием для установления фактов нарушения антимонопольного законодательства каким-либо подобным расчетным путем.
3. Часть 3 комментируемой статьи наделяет федеральный антимонопольный орган полномочием по утверждению формы акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц антимонопольного органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица. Следовательно, можно ожидать издания соответствующего нормативного правового акта ФАС России. Необходимо отметить, что на основании нормы п. 3 ст. 91 части первой НК РФ форма Акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица утверждена приказом ФНС России от 6 марта 2007 г. N ММ-3-06/106@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах"*(156).








 
→ Использование материалов jurist-for-you.ru разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на jurist-for-you.ru.
Пользовательское соглашение   |   Обратная Связь   |   RSS 2.0
Copyright © 2005 jurist-for-you.ru. All rights reserved.