Статья 25.5. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля

Статья 25.5. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля
1. Комментируемая статья, введенная Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ (см. комментарий к ст. 25.1 Закона), определяя общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля, практически дословно воспроизводит положения ст. 99 части первой НК РФ, определяющие общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля. Так, в соответствии с п. 1 указанной статьи в случаях, предусмотренных данным Кодексом, при проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы. Там же установлено, что протоколы составляются на русском языке. Эти положения и воспроизведены в ч. 1 комментируемой статьи.
Комментируемым Законом при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля (для их обозначения в юридико-технических целях введено сокращение "действия") непосредственно предусмотрен единственный случай составления протокола - по результатам осуществления осмотра (ч. 4 ст. 25.3). В этой связи представляется не вполне понятной необходимость выделения требований к протоколу в самостоятельную статью. В части первой НК РФ закрепление таких требований в отдельную ст. 99 оправдано тем, что составление протоколов прямо предусмотрено в данном Кодексе в целом ряде случаев проведении действий по осуществлению налогового контроля: при получении показаний свидетеля (п. 1 ст. 90); производстве осмотра территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов (п. 5 ст. 92); производстве выемки, изъятия документов и предметов (п. 6 ст. 94); ознакомлении проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы (п. 6 ст. 95). Следует также отметить, что формы протоколов, составляемых в указанных случаях, утверждены приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".
Правило о том, что протоколы составляются на русском языке, основано на общих нормах п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации"*(159) и п. 1 ст. 15 Закона РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 126-ФЗ)*(160), согласно которым русский язык как государственный язык России подлежит обязательному использованию в деятельности федеральных органов государственной власти. В то же время, рассматриваемой положение ч. 1 комментируемой статьи, как представляется, не учитывает того, что согласно указанной норме Закона РФ "О языках народов Российской Федерации" в деятельности государственных органов наряду с русским языком могут использоваться государственные языки республик в составе России и иные языки народов России.
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет перечень сведений, которые подлежат указанию в протоколе, составляемом при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля. Данная норма практически дословно воспроизводит положения п. 2 ст. 99 части первой НК РФ, согласно которым в протоколе, составляемом при производстве действий по осуществлению налогового контроля, указываются:
1) его наименование;
2) место и дата производства конкретного действия;
3) время начала и окончания действия;
4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях - его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;
6) содержание действия, последовательность его проведения;
7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.
Лицами, участвовавшими в проведении действий, согласно ч. 2 ст. 25.3 комментируемого Закона являются проверяемое лицо, его представитель, а также специалисты и (или) эксперты, а лицами, присутствовавшими при проведении действий, согласно этой же норме - понятые (см. комментарий к указанной статье). Причем об участии и присутствии таких лиц при проведении иных действий, нежели осмотр, в нормах комментируемой главы ничего не говорится.
3. В части 3 комментируемой статьи почти дословно воспроизведены положения п. 3 ст. 99 части первой НК РФ, согласно которым: протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении; указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. Наличие указанного права подразумевает необходимость его разъяснения должностным лицом антимонопольного органа всем лицам, участвовавшим в проведении действий и присутствовавшим при этом.
4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи протокол подписывается составившим его должностным лицом антимонопольного органа, а также всеми лицами, участвовавшими в проведении действий и присутствовавшими при этом. Данное правило закреплено по аналогии с п. 4 ст. 99 части первой НК РФ, предусматривающим, что протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Видимо, в ч. 4 комментируемой статьи подразумевается, что при отказе указанных в этой норме лиц от подписания протокола должностным лицом антимонопольного органа в протоколе делается соответствующая запись.
Наряду с этим часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что копия протокола вручается или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении проверяемому лицу (статья 99 НК РФ подобного положения не содержит). О понятии заказного письма с уведомлением о вручении см. комментарий к ст. 20 Закона.
5. В части 5 комментируемой статьи почти дословно воспроизведено положение п. 5 ст. 99 части первой НК РФ о том, что к протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия. Возможность производства фото- и киносъемки, видеозаписи прямо предусмотрена в ч. 3 ст. 25.3 комментируемого Закона (см. комментарий к указанной статье).