Поиск по сайту :

 
НАВИГАЦИЯ  



Финансовые рынки



Популярные статьи
 


» Комментарии Российского законодательства » Комментарий к ФЗ об акционерных обществах работник » Глава III. Социальное партнерство. Роль и значение соглашений и коллективных договоров в регулировании трудовых отношений народного предприятия с работниками




Глава III. Социальное партнерство. Роль и значение соглашений и коллективных договоров в регулировании трудовых отношений народного предприятия с работниками

 

Порядок ведения коллективных переговоров по заключению соглашений и коллективных договоров
Порядок ведения коллективных переговоров при заключении соглашений и коллективных договоров регламентируется ст. 35, 36, 37 и 38 ТК РФ.
Для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, их заключения, организации контроля за их выполнением, а также обеспечения регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях социального партнерства по решению сторон создаются на равноправной основе комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
Так, на федеральном уровне функционирует постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой регламентируется федеральным законом. Ее членами являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.
В трехсторонних соглашениях, которые принимает эта комиссия, устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда, в том числе и заработной платы, на определенный период. В настоящее время действует трехстороннее соглашение, действие которого рассчитано на 2008-2010 годы.
В субъектах РФ на основе их законов образовываются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые устанавливают основы регулирования отношений в сфере труда, в том числе и заработной платы, на территории соответствующего субъекта РФ.
На территориальном уровне могут образовываться аналогичные комиссии, устанавливающие основы регулирования отношений в сфере труда, в первую очередь в области заработной платы, в муниципальном образовании. Деятельность этих комиссий осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ и положениями, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом (межотраслевом) уровне функционируют отраслевые (межотраслевые) трехсторонние комиссии, устанавливающие основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях). Указанные комиссии функционируют на федеральном, межрегиональном (субъектов РФ), региональном, территориальном (муниципальном) уровнях социального партнерства.
На указанных выше уровнях социального партнерства регулирование отношений в сфере труда осуществляется на основе соглашений, принимаемых соответствующими комиссиями.
Что же касается локального уровня социального партнерства (организации, работодателя - индивидуального предпринимателя), то на нем образуется двухсторонняя комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
Между соглашением и коллективным договором существует определенная зависимость. В случае, когда данный работодатель (организация, индивидуальный предприниматель) является членом объединения работодателей, участвующего в заключении соглашения, работодатель обязан установить своим работникам уровни оплаты труда, социальных гарантий, не ниже тех, которые определены соглашением. Вместе с тем, они вправе установить уровни оплаты труда, социальных гарантий выше, чем это предусмотрено соглашением.
Обратимся к процедурным вопросам ведения коллективных переговоров.
Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров. Представители стороны, получившие предложение в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня его получения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей со своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала переговоров является день, следующий за днем получения инициатором начала переговоров указанного ответа.
Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.
Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и т.д.). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами.
Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров (ст. 37 ТК РФ).
Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом (ст. 38 ТК РФ).
Предусмотрено также (ст. 39 ТК РФ), что все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.
Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.
Также предусмотрены гарантии представителям работников, участвующим в коллективных переговорах. В период ведения этих переговоров они не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.
В целях упорядочения ведения коллективных переговоров при заключении соглашений и коллективных договоров, - определения профсоюзной стороной единых подходов, технологий ведения переговоров, единых сроков переговорных кампаний и т.д. - Генеральный Совет ФНПР постановлением от 2 октября 2002 г. N 3-3 "Об организации единой кампании по заключению коллективных договоров и соглашений" утвердил рекомендации "Единая переговорная кампания. Основные принципы, система".
Этот документ предназначен, в первую очередь, для отраслевых профсоюзов, региональных профцентров и первичных профсоюзных организаций. Рекомендации разработаны с учетом сложившейся и общепризнанной практики социального партнерства, сторонами которого наряду с профсоюзами являются органы государственной и муниципальной власти, объединения работодателей, сами работодатели. Рекомендации представляют для этих сторон социального партнерства не только познавательный, но и большой практический интерес.








 
→ Использование материалов jurist-for-you.ru разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на jurist-for-you.ru.
Пользовательское соглашение   |   Обратная Связь   |   RSS 2.0
Copyright © 2005 jurist-for-you.ru. All rights reserved.