Требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве

1. Комментируемый закон устанавливает несколько направлений охраны окружающей среды в сельском хозяйстве. Одним из главных является возложение обязанности на граждан и юридических лиц по соблюдению требований в области охраны окружающей среды в области химизации сельского хозяйства. На территории Российской Федерации распространено множество вредных организмов, наносящих ущерб сельскохозяйственному производству. В различных регионах сельскохозяйственным культурам причиняют вред около 50 видов многоядных, свыше 100 видов специализированных вредителей и более 70 видов болезней и 300 видов сорняков.*(67)
В связи с этим, сбалансированная химизация сельского хозяйства является важнейшим направлением повышения урожайности сельскохозяйственных культур и, одновременно, одной из самых острых проблем в процессе обеспечения качества земель сельскохозяйственного назначения. Цель химизации - повышение урожайности и увеличение продукции сельскохозяйственного производства. Однако наряду с позитивным воздействием на количество урожая использование пестицидов и иных химических препаратов имеет и отрицательный эффект - загрязнение продуктов питания и, как следствие этого, ухудшение здоровья человека. Отсюда вытекает проблема обеспечения производства экологически чистой продукции, под которой предлагается понимать "продукцию, обладающую повышенной питательной ценностью, укрепляющую здоровье, не содержащую токсичных веществ, не оказывающую канцерогенного, мутагенного или иного неблагоприятного воздействия на организм человека в процессе ее потребления".*(68)
Загрязнение окружающей среды химическими веществами происходит как в процессе их производства, хранения, транспортировки и применения, так и при нарушении правил утилизации и удаления химических отходов. При рассмотрении вопросов химизации сельского и лесного хозяйства необходимо различать два понятия: пестициды и агрохимикаты.
Пестициды - химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты).
Агрохимикаты - удобрения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных. Данное понятие не применяется в отношении торфа, используемого для других целей.
По состоянию на 1 августа 2008 г. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выдано более 1900 санитарно-эпидемиологических заключений на пестициды и агрохимикаты. Число регистрируемых препаратов ежегодно растет, и такая тенденция отмечается в большинстве стран мира, в том числе благодаря разработке более совершенных технологий и препаративных форм. В ряде стран Западной Европы зарегистрировано от 5 до 10 тысяч наименований пестицидов.*(69)
Разрешается использование только тех пестицидов и агрохимикатов, которые прошли регистрационные испытания, экспертизу, а также государственную регистрацию. Регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов проводятся для разработки и обоснования регламентов применения пестицидов и агрохимикатов. Указанные регламенты обеспечивают эффективность применения пестицидов и агрохимикатов и их безопасность для здоровья человека, окружающей среды. Регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов осуществляют юридические лица, которые имеют необходимые для этого научное и материально-техническое обеспечение, специалистов соответствующего профиля и квалификации и допущены специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, к проведению данных испытаний.
Регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов включают в себя: определение эффективности применения пестицидов и агрохимикатов и разработку регламентов их применения; оценку опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и разработку гигиенических нормативов, санитарных норм и правил; экологическую оценку регламентов применения пестицидов и агрохимикатов; экспертизу результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов.
Экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов включает в себя: государственную экологическую экспертизу пестицидов и агрохимикатов, осуществляемую специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; токсиколого-гигиеническую экспертизу, осуществляемую специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора; экспертизу регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, организуемую специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.
Государственная регистрация пестицида или агрохимиката осуществляется Россельхознадзором после окончания регистрационных испытаний пестицида или агрохимиката, при наличии положительных заключений по экспертизе результатов регистрационных испытаний пестицида или агрохимиката федеральных органов исполнительной власти. Конечными результатами исполнения Россельхознадзором государственной функции являются: выдача свидетельства о государственной регистрации пестицида или агрохимиката или дополнения к ранее выданному свидетельству о государственной регистрации пестицида или агрохимиката; уведомление об отказе в государственной регистрации пестицида или агрохимиката; уведомление о прекращении государственной регистрации пестицида или агрохимиката до истечения срока государственной регистрации пестицида или агрохимиката (п. 1.3, 1.4 Приказа Минсельхоза РФ от 17 июня 2009 г. N 231 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов").
При совершении регистрации, пестицид или агрохимикат вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории России. Экологическое законодательство запрещает не только производство, использование и оборот пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную регистрацию, но и их рекламу.
2. При производстве пестицидов и агрохимикатов изготовитель обязан: обеспечивать производство пестицидов и агрохимикатов в соответствии с нормативной документацией; обеспечивать выпуск пестицидов и агрохимикатов в расфасовке, удобной для потребителей, в том числе для розничной торговли; обеспечивать выпуск аналитических стандартов (тестов) в целях контроля микроколичеств пестицидов и агрохимикатов в сельскохозяйственной продукции, лекарственном сырье и продуктах питания, окружающей среде; прекращать реализацию пестицидов и агрохимикатов и осуществлять их утилизацию в случаях, если безопасное применение данных пестицидов и агрохимикатов становится невозможным при выполнении рекомендаций о применении, транспортировке и хранении пестицидов и агрохимикатов или при соблюдении ограничений по применению пестицидов и агрохимикатов.
Хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Транспортировка пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально оборудованных транспортных средствах. При их транспортировке необходимо соблюдать требования, которые установлены законодательством Российской Федерации и издаваемыми специально уполномоченными органами исполнительной власти РФ в соответствии с ним правилами и которые исключают возможность негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и окружающую среду.
Порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных. Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду. Пестициды и агрохимикаты применяются только при использовании специальной техники и оборудования. Применение пестицидов ограниченного использования должно осуществляться на основании специальных разрешений специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти только гражданами, имеющими специальную профессиональную подготовку. Более детально порядок использования пестицидов и агрохимикатов определяется санитарными правилами.
3. Ситуация с хранением и уничтожением (утилизацией) непригодных и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, несмотря на принятие ряда законодательных актов и директивных документов, продолжает оставаться одной из наиболее актуальных для субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации накоплено около 20 тыс. т запрещенных и непригодных к применению пестицидов. Длительное их хранение в неприспособленных складах и разрушенной таре приводит к загрязнению окружающей среды: почвы, водных объектов, в том числе источников питьевого водоснабжения. Особую опасность представляют хранящиеся стойкие органические загрязнители: хлорорганические соединения, нитросоединения, ртутьорганические протравители, а также обладающие высокой токсичностью фосфорорганические и медьсодержащие пестициды.
В настоящее время имеются случаи незаконного захоронения пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, в том числе с выдачей разрешительных документов Управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
Между тем, в соответствии со ст. 13. Закона об отходах, организацию деятельности в области обращения с отходами, в том числе пришедшими в негодность и запрещенными к применению пестицидами и агрохимикатами, на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Согласно ст. 24 Закона о пестицидах и агрохимикатах, допускается захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, при этом методы их уничтожения, а также тары из-под них разрабатываются изготовителями пестицидов и агрохимикатов по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Уничтожение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, учитывая, что данные вещества могут относиться к отходам 1-2 классов опасности, должно осуществляться на полигонах токсичных отходов (захоронение), либо сжиганием на высокотемпературных установках для сжигания отходов, при этом уничтожение должно осуществляться в соответствии с требованиями санитарного законодательства (технологии уничтожения должны быть разрешены в установленном порядке).
При решении вопросов уничтожения, в том числе захоронения, пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов необходимо руководствоваться: санитарными правилами СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления"; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления"; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" и другими документами санитарного законодательства.*(70)
4. Применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду, п. 2 комментируемой статьи запрещено. Для всех же разрешенных к применению в сельском хозяйстве химических веществ установлены ПДК в объектах окружающей среды, порядок учета и хранения ядохимикатов, а также правила, согласно которым химические обработки посевов, насаждений и других угодий проводятся только после их предварительного обследования, определения степени поражения вредителями и заселения полезными видами насекомых. В случае нарушения правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде, ст. 8.3 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц.