Статья 4. Всеобщее избирательное право.
Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по дости-
жении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, настоящим Фе-
деральным законом и иными федеральными законами, законами и иными нормативными
правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и
в выборные органы местного самоуправления.
Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от
пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного по-
ложения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общес-
твенным объединениям.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспо-
собными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представи-
тельных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут уста-
навливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федера-
ции пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного воз-
раста или сроком его проживания на определенной территории Российской Федерации
(соответственно уровню проводимых выборов). Устанавливаемый минимальный возраст
кандидата на может превышать 21 года при выборах в законодательные (представитель-
ные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выбо-
рах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Рос-
сийской Федерации и 21 года при выборах в главы местного самоуправления; сроки обя-
зательного проживания на указанной территории не могут превышать одного года.
Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью нахо-
диться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью,
устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, зако-
нами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 5. Равное избирательное право.
Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных основаниях.
Статья 6. Прямое избирательное право.
Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или против кандидатов
(списка кандидатов) непосредственно.
Статья 7. Тайное голосование.
Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, то есть исключа-
ющим возможность какого-либо контроля за волеизъявление избирателя.
Исследователи выделяют несколько этапов принятия этого закона: Этап 1: От “Поло-
жения о выборах в Государственную Думу” 1993 года до проекта закона, внесенного пре-
зидентом РФ. Мировой опыт здесь разнообразен. В одних странах существуют всеобъем-
лющие законы о выборах, в других – выборы проводят на основе сложившейся практики
и/или общих положений Конституции при законодательном регулировании отдельных
аспектов выборов и избирательных кампаний. В ряде стран избирательные законы изда-
ются вновь или изменяются каждый раз перед соответствующими выборами. Отвечая
современным требованиям, российская Конституция задала логику создания специально-
го законодательства о выборах. Президент России изложил свое видение избирательного
законодательства в Послании Федеральному собранию 1994 года. В нем говорилось о
том, что законы следовало бы разрабатывать, опираясь на критическое осмысление опы-
та первых многопартийных выборов, исходя из преимущественного участия в выборах
крупных политических блоков. Предлагалось увязать между собой выборные законы и
закон о политических партиях. Предложения Бориса Ельцина в адрес законодателей
основывались на его оценке процесса формирования новой политической системы и
опыта выборов 1993 года: слабость и аморфность партий, инерция межгрупповой борь-
бы, в которой интересы граждан отодвигаются на задний план, значительные недостатки
в законодательном обеспечении деятельности партий и СМИ в период избирательной
компании. Послание было представлено на совместном заседании обеих палат 24 февра-
ля 1994 года. 16 марта в Государственной Думе голосовались проекты двух постановле-
ний – о Послании президента и о примерной программе законопроектной работы. Поста-
новление о послании принято не было. В утвержденной примерной программе выборные
законы были отнесены к числу первоочередных, в качестве субъекта внесения законопро-
екта был назван президент Российской Федерации. Законопроект был внесен в Государ-
ственную Думу 1 ноября 1994 года. Согласно поручению президента основная тяжесть
его разработки легла на Центральную избирательную комиссию. Основные новшества
законопроекта по сравнению с Положением о выборах в Думу 1993 года мы приводим по
трем позициям в виде сводной таблицы (см. приложение).