Проблемы избирательного права cовременной России. (право)

       Статья 4. Всеобщее избирательное право.
       Гражданин  Российской  Федерации,  достигший 18 лет,  вправе избирать, а по дости-
жении  возраста,  установленного  Конституцией  Российской Федерации, настоящим Фе-
деральным  законом и иными федеральными законами, законами и иными нормативными
правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти
субъектов  Российской Федерации,  - быть избранным в органы государственной власти и
в выборные органы местного самоуправления.
       Гражданин  Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от
пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного по-
ложения,  места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общес-
твенным объединениям.
       Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспо-
собными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
       Законами  и  иными  нормативными  правовыми актами законодательных (представи-
тельных) органов  государственной  власти субъектов Российской Федерации могут уста-
навливаться  дополнительные  условия  приобретения  гражданином Российской Федера-
ции  пассивного  избирательного  права, связанные с достижением им определенного воз-
раста  или  сроком  его  проживания на определенной территории Российской Федерации


(соответственно  уровню проводимых выборов). Устанавливаемый минимальный возраст
кандидата  на  может превышать 21 года при выборах в законодательные (представитель-
ные)  органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выбо-
рах  главы  исполнительного  органа  государственной власти (Президента) субъекта Рос-
сийской Федерации и 21 года при выборах в  главы местного самоуправления; сроки обя-
зательного проживания на указанной территории не могут превышать одного года.
       Ограничения,  связанные  со статусом депутата, в том числе с невозможностью нахо-
диться  на  государственной  службе,  заниматься  другой  оплачиваемой   деятельностью,
устанавливаются  Конституцией  Российской  Федерации, федеральными законами, зако-
нами  и  иными  нормативными  правовыми актами законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
       Статья 5. Равное избирательное право.
       Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных основаниях.
       Статья 6. Прямое избирательное право.
       Избиратель  голосует  на выборах в Российской Федерации за или против кандидатов
(списка кандидатов) непосредственно.
       Статья 7. Тайное голосование.
       Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, то есть исключа-
ющим возможность какого-либо контроля за волеизъявление избирателя. 
       Исследователи выделяют несколько этапов принятия этого закона: Этап 1: От “Поло-
жения о выборах в Государственную Думу” 1993 года до проекта закона, внесенного пре-
зидентом РФ. Мировой опыт здесь разнообразен. В одних странах существуют всеобъем-

лющие законы о выборах,  в других – выборы проводят на основе сложившейся практики
и/или  общих  положений  Конституции  при  законодательном регулировании отдельных
аспектов  выборов  и избирательных кампаний. В ряде стран избирательные законы изда-
ются  вновь  или  изменяются  каждый  раз  перед соответствующими выборами. Отвечая
современным требованиям, российская Конституция задала логику создания специально-
го  законодательства о выборах. Президент России изложил свое видение избирательного
законодательства  в  Послании  Федеральному  собранию  1994  года. В нем говорилось о 
том,  что законы следовало бы разрабатывать,  опираясь на критическое осмысление опы-
та  первых  многопартийных  выборов,  исходя из преимущественного участия в выборах
крупных  политических  блоков.  Предлагалось  увязать между собой выборные законы и
закон  о  политических  партиях.  Предложения  Бориса  Ельцина  в  адрес  законодателей
основывались  на  его  оценке  процесса  формирования  новой  политической  системы  и 
опыта  выборов  1993  года:  слабость и аморфность партий, инерция межгрупповой борь-
бы,  в которой интересы граждан отодвигаются на задний план, значительные недостатки
в  законодательном  обеспечении  деятельности  партий  и  СМИ  в период избирательной
компании.  Послание  было представлено на совместном заседании обеих палат 24 февра-
ля 1994 года.  16  марта  в Государственной Думе голосовались проекты двух постановле-
ний –  о Послании президента и о примерной программе законопроектной работы. Поста-
новление о послании принято не было. В утвержденной  примерной программе выборные
законы были отнесены к числу первоочередных, в качестве субъекта внесения законопро-
екта  был  назван президент Российской Федерации. Законопроект был внесен в Государ-
ственную  Думу  1  ноября  1994 года. Согласно поручению президента основная тяжесть
его  разработки  легла  на  Центральную  избирательную комиссию. Основные новшества
законопроекта по сравнению с Положением о выборах в Думу 1993 года мы приводим по
трем позициям в виде сводной таблицы (см. приложение).
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 22