по каж-
дому из голосований.
Таким образом, результатом фальсификации стал каждый пятый официально приз-
нанный действительным бюллетень ! В отдельных местах подлоги достигали и куда
больших размеров. Оценки показывают, например, что в Камешкирском районе Пензенс-
кой области против конституции было добавлено около 60% голосов списочного состава
избирателей. В итоге против конституции проголосовало 67,5% от списка! Ровно столько
же проголосовало за оппозиционные партии (66,8%).
Из 88 “субъектов” федерации, в которых проходили выборы, фальсификации не за-
тронули или затронули слабо лишь 10-12 регионов. Основной вклад в фальсификацию
внесли, насколько можно судить, окружные избирательные комиссии (примерно две
трети общего объема подтасовок), остальные приходятся на участковые комиссии. Еще
в марте 1994 года рабочая группа по исследованию выборов и референдумов в своем
докладе Администрации Президента РФ проводила оценки масштабов фальсификации
результатов декабрьских выборов, которые сегодня если и могут быть уточнены, то лишь
незначительно. В докладе проводилось количество мандатов, которые должны были бы
получить по партийным спискам различные избирательные объединения при честном
подсчете результатов в сравнении с тем количеством мандатов, которое им было факти-
чески “выделено”.
Таким образом Россия не “сдурела”, проголосовав за Жириновского. Фальсификация
результатов выборов резко исказила отображение реального политического спектра Рос-
сии в зеркале Федерального собрания. Непонимание этого сыграло в политической жиз-
ни страны роковую роль: многие ведущие политики, президент в первую очередь, вольно
или невольно начали приспосабливать свои программы и поведение под “новое”, якобы
радикально изменившееся настроение избирателя. В результате если не избирательская,
то “политическая” Россия начала действовать “праветь”, что и завершилось в конце 1994
года чеченской катастрофой. Исследователи оценивают выборы 12 декабря 1993 года как
скрытый государственный переворот, совершенный региональной номенклатурой, до сих
пор сохраняющей на местах свое влияние и поддержаной антиреформистскими силами в
центре.
Манипулирование итогами выборов возможно и с технической точки зрения: 23 ав-
густа 1994 года был опубликован не очень замеченный общественностью Указ президен-
та России “ О разработке и создании Государственной автоматизированной системы
Российской Федерации “Выборы” (ГАС “Выборы”).
Более тесное знакомство с ситемой “Выборы” вызывает немало вопросов. Первые
появляются после изучения схемы организации системы, представленной редакции