. На выборах 12 декабря 1993 года
в Федеральное Собрание в России движение ”Демократическая Россия” выступило
четырьмя малыми партиями.
Пропорционально-мажоритарные выборы в один тур при двухпартийной системе да-
ют возможность партиям-лидерам поочередно подниматься на вершину государственной
власти. Мажоритарные выборы в два тура позволяют самостоятельно выступать на пер-
вом этапе каждой, даже небольшой, партии, что создает условия для формирования мно-
гопартийности. Пропорциональная система голосования провоцирует честолюбивые уст-
ремления политических лидеров к созданию новых партий. Однако на выборах их наме-
рения ограничиваются получением 5 и выше процентов голосов избирателей. Не набрав
их, партия не имеет права быть представлена в парламенте. Многопартийная система
России во всех этих отношениях находится еще в стадии формирования.
В российской литературе по правовым вопросам избирательной системы предлага-
лась следующая альтернатива. Дело в том, что, по мнению Вадима Белоцерковского:
малочисленность состава партий и одновременно их многочисленность делает неизбеж-
ной их зависимость от номенклатурно-мафиозных кругов, от госвласти и связанных с
нею коммерческих структур, к которым должны идти на поклон карликовые партии. Сво-
ими силами и деньгами им почти не возможно пробиться в парламент. В этих условиях
большинство депутатов оказывается под жестким контролем указанных кругов и струк-
тур, и о демократии уже не может быть и речи. Народ в парламенте оказывается некому
представлять. В этой ситуации выход из тупика могла бы дать система выборов по произ-
водственному принципу. То есть, когда депутаты выдвигаются и избираются на предпри-
ятиях, в учреждениях и объединениях работников – “единоличников” – фермеров, писа-
телей, кустарей, адвокатов, частных предпринимателей. Иначе говоря, речь идет о возв-
ращении к системе выборов первозданных Советов, но не классовой, а на обществен-
ной основе, чтобы все слои общества были представлены в законодательных органах
власти. Частные предприниматели – пропорционально доле частного сектора в валовом
продукте.