Эти предложения далеко не всеми приветствуются. Есть высказывания, что их реа-
лизация влечет за собой покушение на частную жизнь граждан, а значит противоречит
положениям Конституции Российской Федерации. Однако, надо обратить внимание на
то, что мы речь ведем о выборах в особом социально-политическом институте, в рамках
которого избиратели наделяют властными полномочиями тех, кому доверяют. В ходе
выборов возникают публично-правовые избирательные отношения, которые обязывают
кандидатов реализовывать свое право на избрание согласно тем правилам, что определе-
ны избирателями в законах, принятых их представителями в органах власти.
При этом важно то, что конкретные граждане участвуют в выборах как кандидаты
исключительно по собственному желанию, а не по принуждению. То есть они доброволь-
но высказывают желание соблюдать установленные законом требования в целях своего
избрания. Эта добровольность касается и тех сведений, которые по закону кандидат
обязан сообщить о себе.
Как известно, согласно статьи 24 Конституции РФ, сведения о частной жизни граж-
данина могут быть опубликованы только с согласия самого гражданина. Как видим, это конституционное положение в данном случае соблюдается. Никто не может принуждать
гражданина давать согласие выступать в качестве кандидата, а значит – никто не при-
нуждает давать согласие на публикацию сведений, характеризующих его частную жизнь.
Иначе говоря, у каждого гражданина есть конституционная возможность оставить в
тайне от общественности сведения о своей частной жизни – просто надо для себя сделать
выбор, или вести закрытую от общественности частную жизнь, или идти в публичную
деятельность, в том числе баллотироваться на выборах, что требует известной открытос-
ти перед обществом. Для того гражданина, который хочет занимать выборную публич-
ную должность, получить депутатский мандат, естественным должно быть признание
права избирателей знать о нем больше, чем о частном лице, ведь они делегируют ему
право представлять их в органах государственной власти или местного самоуправления.
Более того, публикация этих сведений не только расширит информацию о кандида-
тах, но и позволит защитить самого кандидата от спекуляции, измышлений, в том числе
распространяемых в анонимных материалах, в отношении его прошлого, настоящего.
Данное предложение отвечает как запросам большинства избирателей, желающих знать
о кандидатах как можно больше, так и интересам самих кандидатов. Представляется, что
с целью обеспечения наибольшей достоверности, такие сведения о кандидатах должны
публиковать официальные органы в лице, например, избирательных комиссий.
Достаточно острым является и вопрос о равенстве доступа кандидатов, избиратель-
ных объединений и блоков к средствам массовой информации, а также равного освеще-
ния деятельности всех участников выборов средствами массовой информации. Здесь
могут быть реализованы несколько предложений.