Предлагается устранить и те перекосы в использовании телерадиоэфира, что заклю-
чаются в проведении некоторыми кандидатами, избирательными объединениями, изби-
рательными блоками почти исключительно политической рекламы. Как известно, поли-
тическая реклама не предназначена для раскрытия содержания программ кандидатов,
избирательных объединений, избирательных блоков, разъяснения избирателям их отли-
чий от программ конкурентов. Политическая реклама не раскрывает те задачи, что ставят
перед собою кандидаты, формы, методы и средства их решения. Значительное превыше-
ние доли политической рекламы в предвыборной агитации не дает возможности избира-
телям сформировать цельное представление о кандидатах, не позволяет сделать им впол-
не осознанный выбор лучшего из них.
В связи с этим предлагается вернуться к тому положению, что было на выборах
1993-1994 годов, когда доля политической рекламы в использовании телерадиокомпаний,
периодических печатных изданий не могла превышать 10% выделенного времени или
печатной площади. Такое правило обяжет кандидатов, избирательные объединения, из-
бирательные блоки, их представителей больше внимания уделять содержательной сторо-
не предвыборной агитации, что автоматически расширит объем и спектр информации,
необходимой избирателям для осознанного выбора в день голосования.
Выборы 1998 года очень остро поставили вопрос об эффективности правового регу-
лирования досрочного голосования, особенно в крупных населенных пунктах, где это
голосование порой сопровождалось попытками воздействия на волеизъявление избирате-
лей, в том числе и прямого их подкупа. В результате таких противоправных действий в
ряде случаев был резкий скачок, по сравнению с ранее проведенными выборами, доли
тех избирателей, что голосовали досрочно. Безусловно такие факты могут вызывать
сомнения в добровольности волеизъявления избирателей, а, следовательно, и в истиннос-
ти полученных итогов голосования и результатов выборов.
Для того, чтобы свести к нулю возможность повторения подобных действий, предла-
гается досрочное голосование заменить практикой выдачи открепительных удостовере-
ний тем избирателям, кто в день голосования будет отсутствовать по месту своего про-
живания и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он внесен с списки
избирателей. По открепительному удостоверению такой избиратель сможет проголосо-
вать на том избирательном участке, не территории которого он будет находиться в день
голосования.
Много вопросов вызывает и практика проведения дополнительных и повторных вы-
боров депутатов Палаты Представителей и представительных органов местного само-
управления. Имеют место случаи, когда такие выборы проводятся безрезультатно нес-
колько раз. В соответствии с законом избирательные комиссии вынуждены организовы-
вать их проведение до замещения свободного депутатского мандата. В то же время в
силу и объективных и субъективных причин состав кандидатов не всегда удовлетворяет
избирателей, что негативно сказывается на их активности при голосовании.