ельствует о том, что утверждение в нашей стране институтов граж-
данского общества, в том числе демократической избирательной системы, идет очень
трудно, что надежды широкой общественности на относительно быстрый успех в созда-
нии и утверждении собственной избирательной системы и необратимость процессов
демократизации не оправдываются, что необходимы постепенные и последовательно
настойчивые меры по формированию у наших граждан качеств, характеризующих
социально активную личность.
Глава 4. Возможности контроля за законностью выборов.
4.1. Совершенствование законодательной базы. Сегодня, немедленно, должны быть предприняты самые решительные меры по пре-
дотвращению сползания российского общества к угрожающе низкому порогу электо-
ральной безопасности.
Среди этих мер первоочередным должно быть оперативное совершенствование
действующих избирательных законов Главным содержанием вносимых законодателем
изменений должно быть закрепление в законе таких механизмов, которые бы обеспечи-
вали достаточно полную реализацию гарантий избирательных прав граждан на выборах
любого уровня. Эти изменения необходимы для того, чтобы на каждом этапе избиратель-
ной кампании появились непреодолимые препятствия тем, кто стремится во власть для
обеспечения личных или узко корпоративных интересов, а также тем, для которых не
существует моральных и правовых ограничений, которые не в ладах с законом в повсед-
невной жизни и не останавливается перед его нарушением в целях личной победы на
выборах или победы своих представителей.
Изменения должны обеспечить присутствие в законе четких и ясных правил, обяза-
тельных, прежде всего, для избирательных комиссий всех уровней. Эти правила должны
исключать субъективизм в подходах избирательных комиссий, зависимость их решений
и действий от какого-либо воздействия со стороны, от конкретного состава комиссии,
уровня компетентности ее членов, наличия у них опыта разрешения тех или иных ситу-
аций и т.д.
Например, порой возникают споры вокруг решений комиссий о приеме документов
на регистрацию или об отказе в регистрации кандидатов. Бывает, что при этом высказы-
ваются тезисы об “особом” отношении комиссии к конкретному кандидату, к его доку-
ментам и т.п. Чтобы исключить основания для возникновения подобных ситуаций, в
законе надо установить исчерпывающий перечень документов, признаков их действи-
тельности и недействительности. Это “введет” и избирательную комиссию, и кандидатов
в строго определенные правовые рамки, за пределами которых они попросту не смогут
действовать.
Определенность необходима и тем, кто выдвигается в качестве кандидата, и тем, кто
их выдвигает и собирает подписи в поддержку выдвижения, а после регистрации занима-
ется вопросами организации агитации и ее финансирования. Не должно быть в законе
“лазеек”, которые позволяли бы фальсифицировать подписи избирателей, использовать
финансовые средства помимо избирательного фонда, получать преимущества в доступе к
средствам массовой информации, проводить агитацию формами и методами, прямо не
предусмотренными в законе.
Так, например, предлагается расширить объем сведений о кандидатах, публикуемых
в средствах массовой информации для избирателей. При этом кандидате может быть
вменено в обязанность сообщать о себе сведения о наличии двойного (иностранного)
гражданства, о неснятых или непогашенных судимостях, а также представлять деклара-
цию о доходах за два года, предшествующим выборам, и сведения о наличии собствен-
ности (а также в собственности супруга, других близких родственников) имущества,
декларируемого согласно законодательству.