Прежде всего, необходимо исключить возможность использования кандидатами из
числа лиц, занимающих руководящии посты в органах государственной власти и органах
местного самоуправления, преимуществ своего положения. Сегодня закон фактически
позволяет таким кандидатам помимо того времени, что выделяется на каналах телерадио-
компаний в установленном законом о выборах порядке, использовать для дополнитель-
ного появления на экранах или радиоэфире информационные и тематические программы,
давать интервью, пресс-конференции, выступать с комментариями по вопросам, зачас-
тую не связанными с выборами. Другие кандидаты такими возможностями не обладают
и, следовательно, неизбежно оказываются в неравных условиях.
Поэтому и предлагается установить в законе правило, согласно которому кандидаты
из числа лиц, замещающих государственные или муниципальные должности категории
“А” в период со дня регистрации и до дня голосования могут выступать в средствах мас-
совой информации только как кандидаты. То есть в отведенное для этого время наравне
с другими кандидатами. Необходимо ликвидировать и условия возможного неравенства доступа кандидатов к
средствам массовой информации, прежде всего к тем, что находятся в частной собствен-
ности. Ныне деятельность этих СМИ законом не регулируется. Эти средства могут
использовать в неограниченном объеме те кандидаты, что имеют в своем избирательном
фонде больше денежных средств по сравнению с другими кандидатами. Такие кандидаты
скупают все или почти все “общественно значимое” время на телеканалах и тем самым
блокируют возможность распространения информации о своих соперниках.
Кандидаты, избирательные объединения и избирательные блоки, которые ограниче-
ны в этих средствах, практически не имеют возможности использовать СМИ за плату, а
значит и довести свою программу до сведения избирателей своего округа они не могут
или эта задача решается ими лишь отчасти. Эта проблема свидетельствует не только о
допущении неравенства условий деятельности всех кандидатов, но и об известном огра-
ничении права избирателей на получение полной информации о всех кандидатах. Решить
эту проблему можно установлением в законе пределов времени, предоставляемого на
каналах частных СМИ. Эти пределы не должны, очевидно, значительно превышать те
объемы времени (печатной площади), что предоставляются кандидатам государствен-
ными или муниципальными СМИ.