КОНСТИТУЦИЯ И НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ


 СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИИ.
Решение сложных задач преобразования российского общества в огромной степени зависит от укрепления государства. Сильное государство - это правовое государство, основанное на приоритете прав человека и обязанности его признавать, соблюдать и защищать их. Упрочение государственносги должно начинаться с совершенствования существующих и создания новых процедур, институтов и механизмов, которые призваны обеспечить реальность провозглашенных в Конституции РФ прав человека. Прямое, непосредственное действие Конституции не означает, что содержащиеся в ней нормы о правах человека могут быть реализованы вне конкретных процедур и механизмов, т.е. юридических гарантий, установленных законом.В настоящее время требуют совершенствования традиционные способы защиты прав человека: судебный и административный. В частности ст. 118 Конституции РФ закладывает основы становления в России административной юстиции. В соответствии со ст. 33 Конституции необходимо принять закон об обращениях граждан, который устанавливал бы четкие процедуры рассмотрения жалоб, заявлений, обращений граждан в органах государственного управления. Какие же гарантии соблюдения прав человека предлагает конституция РФ 1993.Это прежде всего - президент как гарант прав граждан, право индивидуальной конституционной жалобы, парламентская законодательная деятельность, компетенция правительства в сфере защиты прав человека в соответствии с п. "е". ст. 114 Конституции, Уполномоченный по правам человека. Большая роль в защите прав человека принадлежит органам местного самоуправления, призванным обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в том числе владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью.Особая задача -  создать юридические механизмы защиты прав человека на территории СНГ, которая должна стать единым гуманитарным пространством. Правовая основа этого пространства может быть определена Евроазиатской Конвенцией прав человека и прав народов, в которой важно не только сформулировать права и свободы лиц, проживающих в СНГ и исторически обьединенных юридическими, социальными, психологическими связями, но и процедуры их защиты, а также назвать органы, призванные осуществлять такую защиту: это Евроазиатская комиссия по правам человека, Евроазиатский суд по правам человека.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
Юридический механизм защиты прав граждан действует в определенном политическом, социальном, социально-психологическом контексте, который может снижать эффективность правозащитных институтов либо, напротив, усиливать их действие. Самые совершенные юридические механизмы и процедуры будут бессильны в условиях нестабильной политической ситуации, разваливающейся экономики, потери ценностных ориентиров, моральной деградации, социальной и национальной конфронтации. Такие неблагоприятные условия сложились в настоящее время в российском обществе. Поэтому работа, связанная с совершенствованием юридических способов защиты прав и свобод граждан, неотделима от создания условий, обеспечивающих эффективность действия этих механизмов. А это прежде всего:а) Политическая стабилизация общества и создание правового демократического государства. б) Экономическая стабилизация общества и создание социального государства. в) Законность и правопорядок как условия защиты и обеспечения прав граждан. г) Социально-психологические условия защиты прав и свобод граждан.В настоящий момент успех осуществления этих задач зависит от того насколько безболезненно будет осуществлено юридическое оформление российской государственности. Конституция Российской Федерации и Федеративный договор обеспечение соответствия конституций и уставов субъектов РФ федеральной Конституции относят к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "а" ч. 1 ст. 72). Что же касается регламентации прав и свобод человека и гражданина, то это предмет ведения только Российской Федерации (п. "в" ст. 71). Республики, края, области, автономная область и автономные округа совместно с федеральными органами государственной власти участвуют в защите прав и свобод человека и гражданина (п. "6" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).В этой связи вжной является проблема контроля за соответствием проектов региональных учредительных актов (речь идет, разумеется, только о конституциях и уставах, но не обо всем массиве законов субъектов РФ) федеральной Конституции. Сегодня механизм такого контроля, обеспечивающего практическую реализацию требования п. "а" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, практически не действует. И поэтому со стороны субъектов Российской Федерации в нарушение принципа единства правового пространства России возможно и недопустимых пределах видоизменение заложенной в Конституции Российской Федерации модели организации государственной власти, установление иного объема прав и свобод человека и гражданина, сужение предусмотренной федеральным Основным Законом системы их гарантий. Кто и в какой форме мог бы осуществлять такой
Страницы: 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13