КОНСТИТУЦИЯ И НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

, существенно отличающих ее от других федераций. Образование Российской Федерации шло не совсем обычным путем. Россия не является федерацией, созданной путем объединения нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны ее субъектами. Российская Федерация носит не договорной или договорно-констиуционный характер, как многие другие федерации, а конституционно-правовой характер, поскольку она была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе провозглашения ее конституцией республики. В настоящее время субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.Российская федерация - правовое государство, декларирует конституция в своей первой статье. Это важнейшее положение устанавливает направление дальнейшего развития государства. Государство правовое - это государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненое воле суверенного народа, выражаемой прежде всего в конституции, и призванное обеспечить индивидуальную свободу, основополагающие права личности. Правовое государство можно также определить как государство, в котором господствует право. Однако в этом случае само право понимается в духе естественных прав человека, присущих каждому индивиду от рождения как свободному и разумному существу и определяющих законы государства. Термин правовое государство окончательно утвердился в 19 веке в трудах немецких юристов К.Т.Велькера, Р. фон Моля и др., хотя многие его идеи и элементы появились еще в глубокой древности.Так, о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил еще в 6 веке до Р.Х. Солон. О соотношении естественных прав человека и законов государства писали Аристотель и Цицерон. В Древнем Риме возникли такие, например, зачатки правовой государственности, как разделение властей. Концепция же правового государства в своих основополагающих чертах сложилась в 17-19 веках в работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона, Мэдисона и др. В основе теории правового государства лежит стремление оградить граждан от диктата и произвола со стороны власти, обеспечить индивидуальную свободу, основополагающие права личности: на жизнь, безопасность, собственность, предпринимательство и др. Это возможно лишь при разделении государства и общества и ограничении сферы деятельности самого государства правом, и в первую очередь конституцией, выступающей своего рода договором между суверенным народом и властью. В отношениях между государством и гражданами приоритет принадлежит правам человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того, чтобы народ мог контролировать государство и оно не превратилось в монстра, господствующего над обществом, необходимо разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной. При этом независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты. В правовом государстве по отношению к гражданам применяется принцип "Разрешено все, что не запрещено законами, соответствующими конституции". По отношению же к государству действует метод дозволения, ограничивающий диапазон его активности рамками права. В современной политической мысли отмечается недостаточность классической, так называемой формальной, концепции правового государства для обеспечения подлинной свободы индивидов и социальной справедливости, поскольку эта теория акцентирует внимание на разделении общества и государства,  и на защите лишь формальной, негативной свободы личности, жизненного пространства, огражденного от государственого вмешательства. Реальная же свобода человека и его социально-экономическое, культурные, экологические, и некоторые другие права могут обеспечиваться лишь через взаимодействие общества и государства, предполагающего активную социальную, образовательную, правовую политику, политику в обласьти занятости и т.д. Поэтому в политических системах многих стран принцип правовой государственности сегодня дополняется принципами демократии, поощрения участия масс в политической жизни и социального государства. Спорной является проблема дозировки правового и социального аспектов в построении государственности. Под государством социальным ( или государством всеобщего благоденствия - термин получивший распространение в 60-70-х годах) в данном случае понимается государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, а в идеале примерно одинаковых стартовых возможностей для реализации жизненных целей, развития личности.Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает социальное и имущественное неравенство, помогает слабым и обездоленным,
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 13