1. Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава гражданской службы, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.
Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" утверждено положение о проведении аттестации гражданских служащих. При этом на основании ч. 6 ст. 71 комментируемого закона до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой и государственных органов субъектов РФ по управлению государственной гражданской службой функции этих органов, предусмотренные Положением об аттестации гражданских служащих, выполняются государственными органами (аппаратами государственных органов), в которых проводится аттестация, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ определяет порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта РФ или их аппаратах.
Аттестации не подлежат гражданские служащие:
а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;
б) достигшие возраста 60 лет;
в) беременные женщины;
г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;
д) замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт;
е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.
Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.
Внеочередная аттестация может проводиться:
а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
б) по решению представителя нанимателя после принятия в установленном порядке решения о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе или об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с ч. 6 ст. 31 комментируемого закона.
Для проведения аттестации издается правовой акт государственного органа, содержащий следующие положения:
а) о формировании аттестационной комиссии;
б) об утверждении графика проведения аттестации;
в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации. Однако кадровые службы не всегда ведут учет служащих, подлежащих аттестации и не сдававших в последний год квалификационный экзамен, что существенно осложняет формирование таких списков;
г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.
Аттестационная комиссия формируется правовым актом государственного органа, в котором определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы. Создание одной комиссии государственного органа для проведения аттестации и конкурса будет противоречить законодательству Российской Федерации о государственной гражданской службе, поскольку комментируемый закон не предусматривает возможность совмещения функций конкурсных и аттестационных комиссий, образуемых в соответствии со ст. 22 и 48.
Согласно ч. 4 ст. 49 комментируемого закона аттестационная комиссия, как и конкурсная комиссия, может привлекаться для приема квалификационных экзаменов.
Имеют место случаи, когда в нарушение требований комментируемой статьи на аттестационную комиссию возлагаются рассмотрение и подготовка предложений руководству по таким вопросам, как зачет иных периодов замещения должностей в стаж государственной гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, а также определение продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, рассмотрение кандидатур для замещения должностей гражданской службы.
В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной гражданской службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу (без указания персональных данных экспертов) представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой.
Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии. В актах ряда государственных органов о создании аттестационных комиссий независимые эксперты включены в их составы не персонально, а по наименованию образовательного учреждения. В кадровых службах государственных органов отсутствуют письма из образовательных учреждений о предложенных кандидатурах для включения в состав соответствующих комиссий в ответ на запросы руководителей государственных органов, что является нарушением требований комментируемой статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2005 г. N 509 "О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, а также комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых федеральными государственными органами" установлена ставка почасовой оплаты труда независимых экспертов, включаемых в состав аттестационной комиссии, образуемых федеральными государственными органами, в размере 80 рублей. Оплата труда указанных независимых экспертов осуществляется на основе договора, заключенного между федеральным государственным органом и независимым экспертом. Финансирование расходов на оплату труда независимых экспертов осуществляется в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральных государственных органов или их аппаратов. В субъектах РФ финансирование аналогичных расходов осуществляется за счет региональных бюджетов. При этом ставка почасовой оплаты устанавливается в пределах от 80 до 300 рублей в отдельных субъектах РФ.
Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.
В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий, например для отдельных категорий должностей гражданской службы.
Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами. Секретарь аттестационной комиссии отвечает за ведение протокола заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования.
График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя. В нем указываются:
а) наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация;
б) список гражданских служащих, подлежащих аттестации;
в) дата, время и место проведения аттестации;
г) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.
График доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.
2. Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. Отзыв подписывается непосредственным руководителем аттестуемого и утверждается вышестоящим руководителем и должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:
а) фамилия, имя, отчество;
б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;
в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие, сопоставленный с должностными обязанностями, установленными должностным регламентом гражданского служащего;
г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
К отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.
Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.
Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 56-59 комментируемого Закона, а аттестация переносится на более поздний срок.
Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание.
Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.
Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.
При этом должны учитываться:
результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента;
профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего;
соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством РФ о государственной гражданской службе.
При аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, при аттестации учитываются также организаторские способности.
Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.
Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.
На период аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.
3. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;
б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста. При этом аттестационная комиссия лишь вправе рекомендовать гражданского служащего к включению в установленном порядке в кадровый резерв. Включение гражданского служащего в кадровый резерв в порядке должностного роста осуществляется по результатам конкурса согласно статье 64 комментируемого закона;
в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования и заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по утвержденной в Указе форме.
Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании. Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку. Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.
Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.
Материалы аттестации гражданских служащих представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения.
В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:
а) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
б) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;
в) понижается в должности гражданской службы.
При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством РФ о государственной гражданской службе.
По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.
Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством РФ.