Органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов

Статья 3. Органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов
1-2. Комментируемая статья определяет органы, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее по тексту комментируемого Закона такой контроль в юридико-технических целях обозначается сокращением "контроль за уплатой страховых взносов", а органы - "органы контроля за уплатой страховых взносов").
В соответствии с ч. 1 данной статьи полномочия по осуществлению контроля за уплатой страховых взносов возлагаются на: ПФР и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на ОПС, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на ОМС, уплачиваемых в ФОМС; ФСС и его территориальные органы в отношении страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС.
Соответственно Законом 2009 г. N 213-ФЗ в п. 2 ст. 13 Закона об обязательном пенсионном страховании включено положение об обязанности страховщика (т.е. ПФР) осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в ПФР.
Согласно ст. 5 Закона об обязательном пенсионном страховании ПФР является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в России; ПФР (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в России, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. В указанной статье также установлено, что ПФР и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" (к настоящему времени таковой еще не принят) и названного выше Закона.
ПФР, как указано в п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утв. постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)"*(31), образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в России; ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и названным Положением; ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории России законодательством о банках и банковской деятельности.
В ч. 2 комментируемой статьи установлено, что ФСС и его территориальные органы осуществляют также контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Законом об обязательном социальном страховании по нетрудоспособности. В этой связи следует отметить, что Законом 2009 г. N 213-ФЗ в названный Закон включена статья 4.2 о правах и обязанностях страховщика (т.е. ФСС). Согласно п. 5 ч. 2 указанной статьи страховщик обязан осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в ФСС, а также контроль за соблюдением страхователями законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при выплате страхового обеспечения застрахованным лицам. В отношении прав и обязанностей страховщика, связанных с осуществлением контроля за уплатой страховых взносов, часть 3 указанной статьи отсылает к комментируемому Закону.
Видами страхового обеспечения по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством согласно ч. 1 ст. 14 Закона об обязательном социальном страховании по нетрудоспособности (здесь и далее в ред. Закона 2009 г. N 213-ФЗ) являются следующие выплаты:
1) пособие по временной нетрудоспособности;
2) пособие по беременности и родам;
3) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
4) единовременное пособие при рождении ребенка;
5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
6) социальное пособие на погребение.
В ч. 2 указанной статьи установлено, что условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются названным Законом, Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Федеральным законом "О погребении и похоронном деле".
Как предусмотрено в ст. 2.2 Закона об обязательном социальном страховании по нетрудоспособности: ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является ФСС (ч. 1); ФСС и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 2); правовой статус и порядок организации деятельности ФСС определяются федеральным законом (ч. 3).
Федеральный закон, о котором идет речь в последней из указанных норм, до настоящего времени не принят. Как установлено в п. 1 Указа Президента РФ от 7 августа 1992 г. N 822 "О Фонде социального страхования Российской Федерации"*(32), ФСС является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением РФ; денежные средства ФСС не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат; управление ФСС осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. В соответствии с п. 1 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации"*(33), ФСС России управляет средствами государственного социального страхования России.
До вступления в силу комментируемого Закона контроль за уплатой страховых взносов, уплачиваемых в составе ЕСН, осуществлялся налоговыми органами. Так, в ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (в ред. Федерального закона от 24 марта 2001 г. N 33-ФЗ), устанавливалось, что:
с 1 января 2001 г. (т.е. с даты введения в действие части второй НК РФ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС и ФОМС), уплачиваемых в составе ЕСН, осуществляется налоговыми органами РФ;
в отношении налогоплательщиков ЕСН налоговые органы проводят все предусмотренные НК РФ мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм ЕСН в порядке, установленном НК РФ;
взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, Государственный фонд занятости населения РФ и ФОМС), образовавшихся на 1 января 2001 г., осуществляется налоговыми органами РФ в порядке, установленном НК РФ.
Как отмечалось авторами законопроекта, принятого в качестве комментируемого Закона, в целях осуществления контроля за уплатой страховых взносов за органами контроля за уплатой страховых взносов (органы ПФР и ФСС) закрепляются полномочия, аналогичные тем, которыми в соответствии с НК РФ наделены налоговые органы при осуществлении ими контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) ЕСН (за исключением полномочий приостанавливать операции по счетам плательщика в банке и налагать арест на имущество плательщика, а также производить выемку документов). Закон также включает в себя переходные положения, связанные с передачей контрольных функций от налоговых органов к органам ПФР и ФСС, а также определяет порядок взыскания задолженности по ЕСН и страховым взносам на ОПС, образовавшейся на 1 января 2010 г. (см. ст. 59 и 60 Закона, а также комментарии к ним).
3. Постольку, поскольку в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи полномочия по осуществлению контроля за уплатой страховых взносов в отношении страховых взносов на ОМС, уплачиваемых в ФОМС, возложены на ПФР и его территориальные органы, часть 3 данной статьи предусматривает осуществление ПФР и его территориальными органами обмена необходимой информацией соответственно с ФФОМС и ТФОМС. При этом предусмотрено, что такой обмен информации осуществляется в электронной форме в порядке, определяемом соглашениями об информационном обмене.
Следует отметить, что Законом 2009 г. N 213-ФЗ в п. 1 ст. 13 Закона об обязательном пенсионном страховании включено положение о праве страховщика (т.е. ПФР) осуществлять обмен информацией с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, ведение документации в целях выполнения функций, возложенных на страховщика в соответствии с законодательством РФ, на бумажном носителе, в электронной форме. Там же предусмотрено, что порядок формирования, использования, хранения, приема и передачи документов в электронной форме устанавливается с учетом требований Федеральных законов "Об электронной цифровой подписи", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и "О персональных данных" в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 12 Закона о медицинском страховании (в ред. Закона РФ от 2 апреля 1993 г. N 4741-1) для реализации государственной политики в области обязательного медицинскою страхования создаются Федеральный и территориальные ФОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год"*(34) создан ФФОМС, предложено создать ТФОМС, а также утверждены Положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и Положение о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования.
В п. 1 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утв. постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857*(35), установлено, что ФФОМС реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. ФФОМС согласно п. 2 названного Устава - это самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.