Статья 26. Обязанность антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны

Статья 26. Обязанность антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны
1. Комментируемая статья, на что указано непосредственно в ее названии, устанавливает обязанность антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны. Этой обязанности посвящена только часть 1 данной статьи: информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну и полученная антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Правило ч. 1 комментируемой статьи аналогично положению п. 5 ст. 15 Закона о защите прав при осуществлении контроля (надзора), согласно которому при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
В отношении законодательства РФ об указанных видах охраняемой законом тайны, которым соответственно и устанавливаются случая распространения такой информации см. комментарий к ст. 25 Закона.
Следует также отметить, что существует Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1233*(161). Названное Положение определяет общий порядок обращения с документами и другими материальными носителями (фото-, кино-, видео- и аудиопленки, машинные носители информации и др.), содержащими служебную информацию ограниченного распространения, в федеральных органах исполнительной власти, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях.
2. В части 2 комментируемой статьи указано, что за разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, работники антимонопольного органа несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Данная норма согласуется с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"*(162), в соответствии с которой нарушение требований названного Закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Уголовная ответственность установлена: в ст. 183 УК РФ (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ*(163)) - за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, в ст. 283 данного Кодекса - за разглашение государственной тайны. В статье 13.14 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей (за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 "Недобросовестная конкуренция" данного Кодекса в ред. Федерального закона от 9 апреля 2007 г. N 45-ФЗ).
В отношении гражданско-правовой ответственности в ч. 2 ст. 17 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Там же установлено, что требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством РФ требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.
3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате разглашения антимонопольным органом либо его должностными лицами информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, подлежит возмещению за счет казны РФ.
Данная норма основана на положениях ст. 1069 гл. 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" части второй ГК РФ, согласно которым: вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению; вред возмещается за счет соответственно казны России, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.