Защита прав потребителей



СТАТЬЯ 20. Замена товара с недостатками



В случае обнаружения потребителем недостатков товара
продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции) обязаны заменить
его немедленно, а при необходимости дополнительной проверки качества товара
продавцом, изготовителем (предприятием, выполняющим их функции) — в течение 20
дней с момента предъявления требования потребителем .



При отсутствии у продавца, изготовителя (предприятия,
выполняющего их функции) на момент предъявления соответствующего требования
необходимого для замены товара, он должен заменить его в течение месяца. По
требованию потребителя продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их
функции) обязаны безвозмездно предоставить ему с доставкой во временное
пользование до замены аналогичный товар длительного пользования за исключением
товаров, перечень которых устанавливается в соответствии с частью второй статьи
19 настоящего Закона. Для районов Крайнего Севера и других районов сезонного
завоза товаров требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению
по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего
товара в эти районы.



При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня
передачи его потребителю.



СТАТЬЯ 21. Ответственность за просрочку выполнения
требований потребителя



За каждый день просрочки указанных в статьях 19 и 20
настоящего Закона сроков, а также за каждый день задержки выполнения требований
потребителя о предоставлении на время ремонта (замены) аналогичного товара
продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции), допустившие такие
нарушения, выплачивают потребителю неустойку в размере одного процента
стоимости товара в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего
Закона. В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные
статьями 19 и 2 0 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору
предъявить иные требования, установленные статьей 17 настоящего Закона.



СТАТЬЯ 22. Расчеты с потребителем в случае приобретения им
товара с недостатками



При замене товара с недостатками на товар той же марки
(модели, артикула) в случае изменения цены перерасчет стоимости не
производится.



При расторжении договора расчеты с потребителем производятся
в случае повышения цены на товар исходя из его стоимости на момент предъявления
соответствующего требования, а в случае снижения цены — исходя из стоимости
товара на момент покупки.



При замене товара с недостатками на тот вар другой марки
(модели, артикула) в случае повышения его цены перерасчет стоимости
производится исходя из цены,' действующей на момент замены.



Потребителям, которым товар был продан в кредит, в случае расторжения
договора купли-продажи денежная сумма возвращается в размере погашенного к
моменту возврата товара кредита, а также возмещается плата за его
предоставление.



СТАТЬЯ 23. Право потребителя на обмен товара надлежащего
качества



1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар
надлежащего качества на аналогичный в торговом предприятии, где он был
приобретен, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке,
размеру либо по иным причинам не может быть им использован по назначению.



Потребитель имеет право на обмен товара ненадлежащего
качества в течение 14 дней, не считая дня покупки.



Обмен товара надлежащего качества производится, если он не
был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства,
пломбы, фабричные ярлыки, а также•товарный или кассовый чек, выданный
потребителю вместе с проданным товаром.



Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям,
указанным в настоящей статье, утверждается правительством Российской Федерации
и Советами Министров республик в составе Российской Федерации.



2. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже в'
момент обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе по своему выбору
расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы
либо обменять товар на аналогичный при первом поступлении соответствующего
товара в продажу. Продавец Обязан сообщить потребителю, потребовавшему обмена
товара, о его поступлении в продажу.



СТАТЬЯ 24. Форма и порядок оплаты приобретаемых товаров



Форма оплаты приобретаемых товаров (наличными или в
безналичном порядке) определяется по соглашению между потребителем и продавцом.



Продажа товаров в кредит осуществляется в порядке,
установленном правилами продажи товаров в кредит, утверждаемыми правительством
Российской Федерации.



При покупке товаров в кредит право собственности у
потребителя возникает с момента передачи ему товара, если иное не предусмотрено
договором.



СТАТЬЯ 25. Правила об отдельных видах договоров
купли-продажи



Правила об отдельных видах договоров купли-продажи, а также
правила продажи отдельных видов товаров утверждаются правительством Российской
Федерации.



РАЗДЕЛ 3. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ И
ОКАЗАНИИ УСЛУГ



СТАТЬЯ 2 б. Обязанность исполнителя заключить договор на
выполнение работ и оказание услуг



Исполнитель, занимающий доминирующее положение на рынке,
обязан заключить с потребителем договор на выполнение работ или оказание услуг,
за исключением случаев, если он докажет, что их выполнение (оказание) выходит
за рамки его уставной деятельности или производственных возможностей. При этом
он должен организовать свою производственную или иную хозяйственную
деятельность так, чтобы потребности граждан удовлетворялись надлежащим образом
и бесперебойно. Исполнитель обязан возместить потребителю убытки, причиненные в
результате необоснованного отказа в заключении договора на выполнение работ или
оказание услуг.



СТАТЬЯ 27. Правила бытового и иных видов обслуживания



Правила бытового и иных видов обслуживания (выполнения
отдельных видов работ, оказания отдельных видов услуг) утверждаются
правительством Российской Федерации.



СТАТЬЯ 28. Сроки выполнения работ и оказания услуг



1. Исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в
срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания
отдельных видов услуг) или договором. В договоре может предусматриваться срок
выполнения работы (оказания услуги),, если указанными правилами они не
предусмотрены, а также срок меньшей продолжительности, чем установленный
указанными правилами .



2. Срок исполнения работы (оказания услуги) может
определяться датой (периодом .времени), к которой работа (услуга) должна быть
выполнена (оказана), а также датой (периодом времени), когда исполнитель должен
приступить к ее выполнению (оказанию). В случае, если работа (услуга)
выполняется (оказывается) по частям (доставка периодической печати, техническое
обслуживание) в течение срока действия договора, должны предусматриваться
частные сроки (периоды) выполнения работ (оказания услуг).



СТАТЬЯ 29. Последствия нарушения сроков выполнения работ и
оказания услуг



1. Если исполнитель своевременно не приступил к выполнению
работы (оказанию услуги) или если во время ее исполнения (оказания) станет
очевидным, что она не будет выполнена (оказана) в срок, а также в случае
просрочки выполнения работы (оказания услуги) потребитель вправе по своему
выбору:



—      назначить
исполнителю новый срок, в течение которого он должен приступить к выполнению
работы (оказанию услуги) и (или) ее выполнить (оказать);



—      поручить
выполнение работы (оказание услуги) другому лицу за счет исполнителя;



—      потребовать
уменьшения вознаграждения за работу (услугу);



—      расторгнуть
договор и потребовать возмещения убытков.



2.       Назначенные
потребителем новые сроки, в течение которых исполнитель должен приступить к
выполнению работы (оказанию услуги) и ее закончить, указываются в договоре .



В случае просрочки назначенных новых сроков свыше одного
месяца потребитель вправе предъявить иные требования, установленные пунктом 1
настоящей статьи.



3.       При
расторжении договора в случае, если исполнитель своевременно не приступил к
выполнению работы (оказанию услуги) или выполняет (оказывает) ее настолько
медленно, что исполнение к сроку становится невозможным, исполнитель не вправе
требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы
(оказания услуги) , а также платы за уже выполненную работу (оказанную услугу).



Особенности порядка расчетов в таких случаях могут
устанавливаться правилами об отдельных видах работ (услуг).



4.       В случае
нарушения установленных сроков начала и окончания выполнения работы (оказания
услуги), а также назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей
статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час) ,
10 процентов от стоимости работы (услуги), а если стоимость работы (услуги)
отдельно в договоре не определена — общей стоимости заказа, вплоть до начала
исполнения работы (оказания услуги) или предъявления потребителем иных
требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи.



Сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать
стоимости отдельного вида 



работы (услуги) или общей стоимости заказа, если стоимость
отдельного вида работы (услуги) не определена договором.



5. Требования потребителей, установленные пунктом 1
настоящей статьи, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что
просрочка выполнения работы (оказания услуги) произошла вследствие не- ,
преодолимой силы или по вине потребителя.