Защита прав потребителей



СРОКИ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ В ТОВАРЕ И ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ
ТРЕБОВАНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕМ        



Потребитель вправе предъявить требования по поводу
недостатков товара в сроки, указанные в ст. 18 Закона.



Если специальные сроки не установлены, то срок для
обнаружения недостатков определяется в зависимости от того, относится ли
приобретенный товар к категории недвижимого или движимого имущества.



Если товар является недвижимым (земельный участок), то
потребитель вправе предъявить требования по поводу недостатков, обнаруженных им
в течение двух лет со дня передачи его потребителю и по всем остальным товарам
в течение 6 мес. со дня передачи их потребителю.



Если товар имеет гарантийный срок или срок годности, то потребитель
может предъявить требования по поводу недостатков, обнаруженных в течение этих
сроков.



В том случае, если недостатки выявляются в течение
гарантийного срока, изготовитель, продавец несут ответственность перед
потребителем, независимо от своей вины; они освобождаются от ответственности,
если докажут, что недостатки возникли в результате нарушения потребителем правил
пользования и хранения, действия непреодолимой силы или третьих лиц.



Ответственность за недостатки, обнаруженные в течение срока
службы, отличаются от ответственности за недостатки, обнаруженные в течение
гарантийного срока, срока годности и иных сроков, установленных ст. 17 Закона о
защите прав потребителей.



Если за недостатки, обнаруженные в течение гарантийного
срока, срока годности, продавец (изготовитель) несут 



ответственность перед потребителем без вины, то за
недостатки, обнаруженные по истечении гарантийного срока, но в пределах срока
службы, ответственность перед потребителем несет лишь изготовитель, и только
при наличии своей вины.



Отличаются и правомочия потребителя в случае обнаружения
недостатков в течение срока службы. Потребитель может потребовать лишь
безвозмездно устранить такой недостаток, и только в том случае, если он не
будет устранен в десятидневный срок с момента заявления соответствующего
требования, потребитель вправе по своему выбору предъявить иное требование,
вытекающее из продажи товара с недостатками.



Шестимесячный срок (два года для недвижимого имущества)
обнаружения недостатков товаров, на которые не установлены специальные сроки, а
также гарантийный срок и срок службы исчисляются со дня продажи товара
потребителю. Этот день подтверждается либо отметкой продавца в паспорте на
товар, либо товарным или кассовым чеком. Если день продажи установить
невозможно, то указанные сроки исчисляются со дня изготовления.



В отношении технически сложных товаров (автомобилей,
телеаппаратуры и т. п. ) указанные сроки устанавливаются как на все изделие,
так и на отдельные комплектующие части.



УСТАНОВЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ТОВАРА     



Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены
изготовителем в течение десяти дней, а продавцом — в течение 20 дней с момента
предъявления соответствующего требования потребителем.



По товарам длительного пользования продавец, изготовитель
обязаны по предъявлению требования потребителем немедленно безвозмездно
предоставить ему на время ремонта аналогичный товар с доставкой за свой счет.



 



В случае устранения недостатков в товаре гарантийный срок
продлевается на время, в течение которого товар не использовался. Указанное
время исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении
недостатков.



15 Юридический справочник для населения 



В случае обнаружения потребителем недостатков товара
продавец, изготовитель обязаны заменить его немедленно, а при необходимости
дополнительной проверки качества товара продавцом в течение 20 дней с момента
предъявления требования потребителем.



При отсутствии у продавца, изготовителя на момент
предъявления соответствующего требования, необходимого для замены товара, он
должен заменить его в течение месяца. Для районов Крайнего Севера и других
районов сезонного завоза товаров требование потребителя о замене товара
подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной
доставки соответствующего товара в эти районы. При замене товара гарантийный
срок исчисляется заново со дня передачи его потребителю.



ПОРЯДОК РАСЧЕТА С ПОТРЕБИТЕЛЕМ В СЛУЧАЕ ЗАМЕНЫ ТОВАРА    



Перерасчет цены производится только в том случае, если
приобретенный товар оказался ненадлежащего качества. При обмене товаров
надлежащего качества перерасчет не производится. Перерасчет цены производится
только при замене товара или расторжении договора, о также тогда, когда товар
возвращается изготовителю. При предъявлении других требований (безвозмездное
устранение недостатков, уценка товара) перерасчет цены не производится.



При расторжении договора расчет с потребителем производится
в случае повышения цены на товары, аналогичные возвращаемому товару с
недостатками, исходя из возросшей цены, а в случае снижения цены — исходя из
цены, которая была уплачена за товар при покупке. Таким образом, как при
повышении цены, так и при ее снижении потребителю должна быть выплачена разница
между ценой, действующей на момент возврата товара, и ценой, по которой
совершалось покупка.



Расчеты с потребителем при расторжении договора купли продажи
с рассрочкой платежа (приобретение товара в кредит) имеют некоторую
особенность. Так, в соответствии с действующим законодательством, цена на
товар, приобретенный в кредит, не может быть изменена, потребителю при
расторжении договора возвращается денежная сумма в размере погашенного к
моменту возврата товара кредита, а также возмещается плата за его
предоставление.



ВОПРОСЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ И ОКАЗАНИЯ УСЛУГ



Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться
либо правилами выполнения отдельных видов работ (оказания услуг), либо
договором.



Стороны в договоре могут предусматривать сроки выполнения
работ (оказания услуг) в следующих случаях:



—      если правилами
выполнения отдельных видов работ (услуг) они не предусмотрены;



—      если стороны
оговаривают срок меньшей продолжительности, чем срой, установленный указанными
правилами.



Разовое изготовление оригинальных изделий, уникальных вещей,
о также изделий иностранных марок выполняется в сроки, установленные
исполнителем по согласованию с заказчиком в договоре.



Течение срока исполнения работы (услуги) начинается на
следующий день после календарной даты приема заказа.



Если исполнитель своевременно не приступил к выполнению
работы (оказанию услуги) или, если во время ее исполнения станет очевидным, что
она не будет выполнена (оказана) в срок, потребитель вправе по своему выбору:



—      назначить
исполнителю новый срок, в течение которого он должен приступить к выполнению
работы или ее выполнить;



—      поручить
выполнение работы (оказание услуги) другому лицу за счет исполнителя;



—      потребовать
уменьшения вознаграждения за работу;



—      расторгнуть
договор и потребовать возмещения убытков.



Потребитель может в случаях, когда исполнитель долго не выполняет
работу или требует перерасчета размера вознаграждения за услугу, написать
«претензию» исполнителю, который, если трезвый человек, прочитав ее, исполнит
взятую на себя работу, окажет услугу в сроки и без перерасчета стоимости услуг.