Трудовое право



Комиссия по трудовым спорам принимает решение большинством
голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Член КТС, не согласный с
решением большинства, обязан подписать протокол заседания комиссии, но вправе
изложить в нем свое особое мнение. Копии решения комиссии вручаются работнику и
администрации в трехдневный срок со дня принятия решения (ст. 207 КЗоТ РФ).
Решения КТС имеют обязательную юридическую силу и в каком-то дополнительном
утверждении не нуждаются.



Если КТС по каким-либо причинам в 10-дневный срок не
рассмотрела трудовой спор, то работник вправе перенести рассмотрение данного спора
в районный (городской) народный суд (ст. 208 КЗоТ РФ). Однако в случае, если
работник не явился на заседание КТС вторично без уважительных причин, то
комиссия по трудовым спорам вправе снять его заявление с рассмотрения (ч. 1 ст.
206 КЗоТ РФ). В таком случае работник не может напрямую обратиться в суд в
заявлением о разрешении его спора.



Вынесенное в соответствии со всеми требованиями
законодательства решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано
заинтересованной стороной в районный (городской) народный суд.



Районный (городской) народный суд по установленным правилам
выступает в двух качествах: как следующая инстанция по рассмотрению
индивидуальных трудовых споров после рассмотрения их в КТС, и как орган по
рассмотрению споров исключительной компетенции в определенных случаях. В
соответствии со ст. 210 КЗоТ РФ в районных (городских) народных судах
рассматриваются трудовые споры:



—      по заявлению
работника, администрации или соответствующего профессионального союза,
защищающего интересы работника, являющегося членом этого профсоюза, когда они
не согласны с решением КТС;



—      по заявлению
прокурора, если решение КТС противоречит законодательству.



Непосредственно в районных (городских) народных судах
рассматриваются трудовые споры по заявлениям:



—      работников
предприятий, учреждений, организаций, где комиссии по трудовым спорам не
избираются или почему-то не созданы;



—      работников о
восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора
(контракта), об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за
время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы;



—      администрации о
возмещении работником материального ущерба, причиненного предприятию,
учреждению, организации.



Непосредственно в районных городских народных судах
рассматриваются также споры об отказе в приеме на работу:



—      лиц,
приглашенных в порядке перевода с другого предприятия, из учреждения,
организации;



—      молодых
специалистов, окончивших высшее или среднее специальное учебное заведение и
направленных в установленном порядке на работу на данное предприятие, в
учреждение, организацию;



—      других лиц, с
которыми администрация предприятия, учреждения, организации в соответствии с
законодательством обязана заключить трудовой договор.



Срок рассмотрения трудовых споров в судах первой инстанции
составляет 10 дней, если стороны находятся в одном городе. Если стороны
находятся в разных городах — срок рассмотрения трудового спора увеличивается до
20 дней. Жалобы на решение суда, вынесенное по трудовым спорам, подаются в
кассационном порядке в соответствии с требованиями гражданско-процессуального
'законодательства.



Для отдельных категорий работников действующим
законодательством устанавливается особый порядок разрешения индивидуальных
споров, помимо установленного КЗоТ РФ. Например, судьи, полномочия которых
приостановлены или прекращены, обжалуют соответствующие действия в порядке,
установленном Законом РФ от 26 июня 1992 г. о статусе судей. Так, судья,
полномочия которого приостановлены, может обжаловать решение квалификационной
коллегии судей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение месяца со дня
получения копии решения квалификационной коллегии судей. Решение Высшей
квалификационной коллегии судей является окончательным. А судья, ■ полномочия которого прекращены,
может обжаловать решение квалификационной коллегии судей в Верховный суд
Российской Федерации в течение месяца со дня получения копии решения
квалификационной коллегии судей (ст. 13, 14 Закона РФ о статусе судей).



Решение КТС (кроме решений о восстановлении на работе)
подлежит исполнению администрацией предприятия, учреждения, организации в
трехдневный срок по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. В
случае неисполнения администрацией предприятия, учреждения, организации решения
КТС в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам
удостоверение, имеющее силу исполнительного листа. Такое удостоверение не
выдается, если та или иная сторона трудовых отношений (работник или
администрация) обратились в установленный срок с заявлением о разрешении
трудового спора в районный (городской) народный суд. На основании
удостоверения, выданного КТС и предъявленного не позднее со дня его получения в
районный (городской) народный суд, судебный исполнитель приводит решение комиссии
по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке. Если работник
пропустит установленный для предъявления трехмесячный срок по уважительным
причинам, то комиссия, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок
(ст. 209 КЗоТ РФ).



Судебные решения по индивидуальным трудовым спорам
исполняются по правилам гражданско-процессуального производства в соответствии
с действующим законодательством. Вместе с тем трудовое законодательство
устанавливает особый порядок для исполнения решений по отдельным видам трудовых
споров. Так, исполнение решений о восстановлении на работе осуществляются
немедленно. При задержке администрацией предприятия, учреждения, организации
исполнения решения' суда о восстановлении на работе незаконно уволенного или
переведенного на другую работу работника суд, принявший решение о
восстановлении на работе, выносит определение о выплате ему среднего заработка
или разницы в заработке за все время задержки (ст. 215 КЗоТ РФ).'



Коллективными трудовыми спорами (конфликтами) признаются те
споры, которые возникают между администрацией предприятия, учреждения,
организации и трудовым коллективом (коллективом подразделения) или профсоюзами
по вопросам установления новых или изменения существенных условий труда и быта,
заключения и исполнения коллективного договора и иных соглашений. Согласно ст.
220 КЗоТ РФ такие споры рассматриваются в соответствии с законодательством о
порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов). Условия и порядок
разрешения коллективных трудовых споров регламентируется в Российской Федерации
Законом СССР о порядке разрешения коллективных трудовых споров от 9 октября
1989 г. в редакции от 20 мая 1991 года. Нормы данного закона до сих пор не
утратили юридическую силу, так как российским законом вопросы коллективных
трудовых споров (конфликтов) не урегулированы. Это соответствует положениям ст.
4 ч. 2 КЗоТ РФ, которая определяет, что на территории Российской Федерации до
принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза
ССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству Российской
Федерации, а также международным соглашениям (договорам) с участием Российской
Федерации. С принятием Закона Российской Федерации, предусматривающего
процедуру разрешения коллективных трудовых споров, действие Закона от 9 октября
1989 г. будет прекращено.



Коллективный спор возникает тогда, когда в результате
имеющих место обстоятельств стороны приходят к явным разногласиям, которые
можно урегулировать при помощи примирительных процедур, либо органов по
рассмотрению такого рода споров, в противном случае — он перерастает в открытое
противоборство, причиняющее ущерб обеим сторонам конфликта.



В результате спора работники формулируют свои разногласия в
виде требований, которые в письменной форме направляются администрации
учреждения, организации. Данные требования формулируются и утверждаются на
общем собрании (конференции) большинством голосов членов данного коллектива,
профсоюза либо делегатов конференции. Интересы трудового коллектива или
профсоюза выражают уполномоченные ими органы. Например, профсоюзный комитет,
совет трудового коллектива, рабочий комитет и другие.



Администрация учреждения, предприятия, организации обязана
рассмотреть выдвинутые требования в трехдневный срок со дня их получения и незамедлительно
сообщить о своем решении. Решение, принятое администрацией, должно быть
изложено в письменной форме и доведено до сведения всего трудового коллектива
или профсоюза. Она может удовлетворить требования коллектива или профсоюза,
отклонить их либо удовлетворить частично.



Требования трудового коллектива, которые отклонены либо
удовлетворены частично, рассматриваются:



а)       примирительными
комиссиями;



б)      трудовыми
арбитражами.



При этом ни одна из сторон не вправе уклоняться от участия в
примирительной процедуре.



Примирительные комиссии создаются в трехдневный срок по
инициативе одной из сторон из равного числа их представителей. Они
рассматривают требования трудового коллектива или профсоюза в пятидневный срок.
Комиссии консультируются с трудовыми коллективами, администрацией, иными
заинтересованными организациями. При этом они должны использовать все имеющиеся
в их распоряжении возможности для урегулирования возникшего коллективного
трудового спора (конфликта). Следует иметь в виду, что в сфере компетенции
примирительной комиссии не входит задача разрешить данный спор по существу.
Решение комиссии принимается по соглашению между сторонами, оформляется
протоколом и имеет для сторон обязательную силу. Если стороны не приходят к
согласию разрешения коллективного спора (конфликта), то он передается для
рассмотрения трудовому арбитражу.



Трудовой арбитраж создается в десятидневный срок сторонами
коллективного спора (конфликта) с участием соответствующего органа
исполнительной власти. Количественный и персональный состав трудового арбитража
определяется сторонами. Председатель трудового арбитража утверждается
соглашением сторон из числа членов данного трудового арбитража. В состав его
могут входить народные депутаты, представители профсоюзных органов, органов по
труду, специалисты и эксперты и другие лица. Коллективный трудовой спор
(конфликт) трудовым арбитражем рассматривается с обязательным участием
представителей сторон. В случае необходимости, приглашаются представители иных
заинтересованных органов. Решение принимается данным органом в семидневный срок
со дня его создания. Решение будет обязательно для сторон, если они
предварительно договорились об этом. Поэтому, если такой договоренности не
было, решение трудового арбитража носит рекомендательный характер и исполнять
его или не исполнять решается сторонами самостоятельно.



Если спор не урегулирован ни примирительной комиссией, ни
арбитражем, то после доведения причин этого в письменной форме до сведения
трудового коллектива или профсоюза, трудовой коллектив (профсоюз) вправе
предпринять следующие действия. Ими могут быть любые действия, которые не
запрещены законодательством: собрания, митинги, пикетирования, демонстрации в
нерабочее время и без нарушения деятельности предприятий, учреждений,
организаций — вплоть до забастовки.



Забастовка является крайней мерой разрешения коллективного
трудового спора (конфликта). Поэтому Законом о порядке разрешения коллективных
трудовых споров (конфликтов) установлена особая процедура организации
забастовки. Решение о забастовке принимается на собрании (конференции)
трудового коллектива или профсоюза тайным голосованием и считается принятым,
если за него проголосовало не менее 2/3 членов данного коллектива либо
профсоюза (делегатов) конференции. Забастовка возглавляется органом, уполномоченным
трудовым коллективом или профсоюзом.



Участие в забастовке добровольное. Администрация должна быть
предупреждена письменно о ее начале и возможной продолжительности. Например,
сегодня на практике стали встречаться бессрочные забастовки. Они означают, что
забастовка будет длиться до удовлетворения требований трудового коллектива
(профсоюза). Законодательством установлены и иные положения, связанные с
процедурой проведения забастовки, порядком ее прекращения, признанием
забастовок незаконными, принятием мер правового характера к лицам, участвующим
в забастовке, возмещением ущерба, причиненного собственнику забастовками и
другие.



Вместе с тем следует отметить, что указанное регулирование
на основе норм действующего до сих пор союзного закона во многом устарело,
неэффективно, в связи с чем постоянно на практике нарушается.



Специфика разрешения разногласий на уровне
коллективно-договорного регулирования установлена Законом РФ о коллективных
договорах и соглашениях. В связи с этим законом к числу примиряющих органов
добавляются посредники и трехсторонние комиссии. Однако принятие нового
законодательства по разрешению коллективных (трудовых) споров требует
незамедлительного осуществления. Об этом свидетельствует постоянная тенденция к
периодическому увеличению числа забастовок в Российской Федерации.



Все вышеизложенные вопросы далеко не исчерпывают пределов
действия трудового законодательства. Сфера его применения постоянно
расширяется. Предмет правового регулирования охватывает все новые отношения,
возникающие в области применения труда. Поэтому настало время законодателю
принять новый, отвечающий требованиям современной жизни и рыночным условиям,
Трудовой кодекс Российской Федерации.



их возраста. При допросе свидетеля в возрасте до
четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и при допросе свидетелей в
возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, вызывается педагог. В случае
необходимости также вызываются законные представители несовершеннолетнего или
его близкие родственники. Эти лица присутствуют при допросе, могут задавать
вопросы несовершеннолетнему и своей подписью подтверждают правильность записи
показаний.