Статья 11. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

Статья 11. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
1. Анализ ст. 11 показывает, что:
1) в ней содержатся необходимые для правильного применения всех норм ТК понятия;
2) перечисленные в подп. 1-32 п. 1 ст. 11 понятия должны применяться исключительно в целях таможенного законодательства. Применять их в целях налогообложения, гражданского законодательства и т.д. оснований нет;

Подробнее

Статья 10. Отношение к информации, полученной таможенными органами

Статья 10. Отношение к информации, полученной таможенными органами
1. Применяя правила п. 1, 2 ст. 10, нужно учесть, что:
1) имеется в виду информация в любой форме (в письменной, устной, электронной, видеоинформация, в виде записей на CD, аудиокассетах и т.п.);
2) Минэкономразвития (до 12.05.06, т.е. до вступления в силу Указа от 11.05.06), ФТС и иные таможенные органы (см. о них комментарий к ст. 401-407):
а) вправе использовать полученную в соответствии с ТЗ информацию лишь в таможенных целях;
б) не вправе передавать информацию, составляющую банковскую, налоговую, коммерческую, любую иную конфиденциальную информацию (в п. 2 ст. 10 перечень видов последний оставлен открытым), любым третьим лицам (включая госорганы и ОМСУ), если только иное не установлено федеральным законом;
В противном случае виновные несут:
- гражданско-правовую ответственность (ст. 15, 857, 1068-1071 ГК);
- административную ответственность (ст. 19.7 КоАП);
- уголовную ответственность (ст. 183 УК);

Подробнее

Статья 9. Порядок исчисления сроков, установленных настоящим Кодексом

Статья 9. Порядок исчисления сроков, установленных настоящим Кодексом
1. Правила ст. 9 императивно устанавливают, что при определении дня начала и дня окончания срока:
1) необходимо прежде всего руководствоваться нормами самого ТК. Однако это правило действует в той мере, в какой день начала (окончания) срока определяется:
а) периодом времени (например, три месяца, 15 дней и т.п.);
б) наступлением определенного события (например, ликвидация юридического лица, отзыв лицензии и т.п.);
2) лишь в случаях, когда в нормах ТК не установлен специальный порядок исчисления сроков для определения дня начала (окончания) сроков в таможенном деле, применению подлежат правила ГК.

Подробнее

Статья 8. Действие международных договоров Российской Федерации в области таможенного дела

Статья 8. Действие международных договоров Российской Федерации в области таможенного дела
1. В комментируемой статье конкретизируются (применительно к таможенному законодательству) положения ст. 15 Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом:
1) хотя в ст. 8 речь идет о международных договорах Российской Федерации, следует учесть, что для Российской Федерации сохраняет силу и ряд договоров, заключенных в свое время СССР;

Подробнее

Статья 7. Применение мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации

Статья 7. Применение мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в таможенном деле
1. Применяя ст. 7, нужно учесть следующие обстоятельства:
1) таможенное дело (упомянутое в ст. 7) представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с Законом о ВЭД, Законом о тарифе, иными актами, регулирующими внешнеторговую деятельность (см. комментарий к ст. 1 ТК);
2) она прямо предписывает руководствоваться нормами Закона о ВЭД, Закона о тарифе, Закона о СРП, Закона N 63, НК и других законов, иных актов, устанавливающих указанные выше запреты, ограничения, меры тарифного регулирования.
2. Говоря о мерах таможенно-тарифного регулирования (упомянутых в ст. 7), нужно учесть, что:
1) таможенный тариф Российской Федерации (независимо от вида) - это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - Товарная номенклатура).

Подробнее

Статья 6. Требования к актам таможенного законодательства, иным правовым актам Российской Федерации

Статья 6. Требования к актам таможенного законодательства, иным правовым актам Российской Федерации, правовым актам федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела
(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
1. Комментируемая статья распространяется:
1) и на акты таможенного законодательства (см. об этом понятии комментарий к ст. 3 ТК);
2) и на иные правовые акты (см. об этом понятии комментарий к ст. 4 ТК);
3) и на акты Минэкономразвития (изданные до 12.05.06) и ФТС (см. о них комментарий к ст. 5 ТК). Все перечисленные выше акты:
а) должны быть четко сформулированы и не допускать разночтений, неясностей, внутренних противоречий, двусмысленности, иных погрешностей, затрудняющих однозначные уяснения воли законодателя или Минэкономразвития и ФТС;

Подробнее

Статья 5. Правовые акты федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела

Статья 5. Правовые акты федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела
(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
1. Применяя п. 1 и 2 ст. 5, нужно учесть, что:
1) "федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области таможенного дела" (упомянутый в ст. 5), - это до 12.05.06 г. Минэкономразвития, а в настоящее время (с учетом Указа от 11.05.06) - ФТС. Она подчиняется непосредственно Правительству РФ;
2) Минэкономразвития и ФТС вправе издавать правовые акты в области таможенного дела лишь в случаях, предусмотренных:
а) актами таможенного законодательства (например, ТК или иными законами, см. об этом комментарий к ст. 3 ТК);
б) иными правовыми актами (см. об этом понятии комментарий к ст. 4 ТК), например, постановлениями Правительства РФ;

Подробнее

Статья 4. Действие актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации во времени

Статья 4. Действие актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации во времени
1. Анализ п. 1 и 2 ст. 4 показывает, что:
1) таможенное законодательство, упомянутое в ст. 4:
а) состоит из актов таможенного законодательства (т.е. самого ТК и других законов, см. комментарий к ст. 3 ТК);
б) не включает в себя указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ (т.е. иные правовые акты);
2) акты таможенного законодательства и иные правовые акты по общему правилу:

Подробнее

Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
1. В п. 1 ст. 3 легально определяются круг отношений, регулируемых таможенным законодательством, и пределы применения таможенного законодательства, которое:
1) регулирует (причем непосредственно и в первую очередь; другие законы, иные правовые акты, относящиеся, например, к гражданскому и другому законодательству, в этих случаях не имеют приоритета перед таможенным законодательством) отношения:
а) по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (см. комментарий к ст. 270-317 ТК);
б) возникающие в процессе таможенного оформления (см. об этом комментарий к ст. 58-138 ТК);
в) по таможенному контролю (см. комментарий к ст. 358-365 ТК);
г) по обжалованию актов, действий, бездействия таможенных органов и их должностных лиц (см. комментарий к ст. 45-57 ТК);
д) по установлению и применению таможенных режимов (см. об этом комментарий к ст. 163-269 ТК);
е) по установлению, введению и взиманию таможенных платежей (см. об этом комментарий к ст. 318-357 ТК);
2) может регулировать и некоторые другие отношения. Так, если в месте фактического пересечения товара и транспортного средства государственная граница Российской Федерации совпадает с таможенной, то:

Подробнее

Статья 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница

Статья 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница
1. Анализ п. 1-3 ст. 2 ТК показывает, что:
1) в отличие от ст. 3 ТК 1993 г. (предусматривавшей, что свободные таможенные зоны и свободные склады по общему правилу рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации) ст. 2 нового ТК:
а) наоборот, исходит из того, что особые экономические зоны по общему правилу рассматриваются как составная часть таможенной территории Российской Федерации;
б) предусматривает, что такие зоны рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации только для целей:
- применения таможенных пошлин, налогов (см. комментарий к ст. 318-321 ТК);
- особого порядка применения запретов и ограничений (см. комментарий к ст. 7, 13, 268, 269 ТК);

Подробнее